×
Политика Политика

Халиф на полгода: приоритеты Литвы во главе ЕС

Источник изображения: www.15min.lt

Чего ждать от Литвы на посту председателя Европейского союза во второй половине 2013 года?

Во второй половине 2013 года пост государства - председателя Совета Европейского союза будет занимать Литовская республика. Ожидания от будущего председательства у литовских элит достаточно амбициозные. Президент республики Даля Грибаускайте заявила, что среди приоритетов Литвы, которым будет уделяться особое внимание в период председательства внутренний энергетический рынок ЕС, охрана внешних границ, осуществление Стратегии ЕС для региона Балтийского моря и программа ЕС «Восточное партнерство». «Литву ждет ответственная задача - согласовать интересы всех 27 стран - членов ЕС по важнейшим для европейцев вопросам» - сказала Грибаускайте.

Для Литвы председательство действительно имеет значение, в Вильнюсе уделяют этому особое внимание, считая главным политическим событием 2013 года. И здесь свой роль играет как символический статус подобных мероприятий, так и их практическое наполнение. Если одним из вызовов, которые бросает Литве статус страны-председателя ЕС, литовские политики называют проведение летом этого года гей-парада по Вильнюсу на уровне, отвечающем европейскому стандарту толерантности, то надо признать, что репутационная важность председательства для них действительно не менее важна, чем ожидаемая практическая польза. Другой пример – запланированная в Вильнюсе конференция с участием таких политиков, как Ангела Меркель, Дэвид Кэмерон и Франсуа Олланд: необходимость достойной встречи таких важных гостей представляется литовской элите вопросом если не национальной гордости, то уж престижа - точно. Член Европарламента от Литвы Вилия Блинкявичюте (Социал-демократическая партия) сообщила членам Сейма о неофициальном обещании главы Европарламента Мартина Шульца посетить Литву во второй половине 2013 года как самую благую весть. Такая эмоциональная восприимчивость, в чем-то даже детская радость понятны и закономерны: два десятилетия после провозглашения независимости, европейская интеграция, присоединение к «европейской семье» и осознание себя европейцами были национальной идеей всех трех балтийских республик.

Председательство в Европейском союзе, пусть всего на полгода, важно для Литвы именно символическим признанием ее частью «европейской семьи», возможностью встать на одну доску с европейскими «старожилами», преодолевая неприятный статус «новичка».

Однако перспектива повращаться в верхах европейской политики и организовывать в Вильнюсе встречи на высшем уровне, дает Литве и некоторые реальные политические возможности.

Программа председательства в ЕС готовилась в период пребывания у власти в Литве консерваторов - «Союз Отечества – Христианские демократы Литвы». Внешняя политика, которая проводилась ими и сторонницей которой остается президент страны Даля Грибаускайте, характерна упорным воплощением в жизнь идеи «сдерживания имперских амбиций России» (автором соответствующей стратегии был прежний литовский премьер, лидер консерваторов А.Кубилюс) путем выстраивания вдоль ее границ «санитарного кордона» из противостоящих «империи зла» государств.

В рамках такой политики Литва пыталась воздействовать, например, и на Белоруссию - способствовать возобновлению диалога европейского сообщества с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Этот диалог начал активно развиваться после событий в Южной Осетии в 2008 году и резко оборвался после президентских выборов 2010 года в Белоруссии. Именно литовское руководство предприняло наиболее решительные действия, чтобы помочь Украине выйти из международной изоляции, в которой она оказалась после процесса по делу экс-премьера страны Юлии Тимошенко. Из всех западных политиков именно Даля Грибаускайте добивалась и добилась у президента Украины Виктора Януковича встречи с Юлией Тимошенко в Качановской колонии, заявив затем, что условия тюремного содержания Тимошенко вполне удовлетворительные. Литва продолжает прорабатывать возможности энергопоставок из Средней Азии в обход России, ведя переговоры с Азербайджаном. То есть правительство консерваторов ставило (а действующий президент Грибаускайте по-прежнему ставит) одной из главных своих внешнеполитических задач поддержание контактов стран СНГ с Европейским союзом, в случае с Белоруссией и Украиной – недопущение полной изоляции их режимов от западного сообщества. Причина - полная изоляция сделает зависимость от России безальтернативным вариантом для этих стран.

Смена правительства и приход к власти коалиции, возглавляемой Социал-демократической партией, позволяет говорить самое большее о смягчении внешнеполитической риторики по отношению к России, но никак не о смене внешнеполитических задач.

Так, министр иностранных дел Литвы в новом правительстве Линас Линкявичюс заявил, что Литва для Беларуси является своеобразными воротами на Запад: «Не нужно возводить стены вокруг Беларуси. Надо найти возможность повлиять на наших коллег, больше общаться, сотрудничать. Я ощутил, что с ними можно говорить. Белорусы - партнеры, с которыми можно и нужно говорить, и это должны делать как Литва, так и ЕС. Только в таком случае мы сможем увидеть какие-то изменения». Судя по подобным заявлениям, новое правительство унаследовало от своих предшественников миссионерские чувства по отношению к «отсталым» странам постсоветского пространства, которым Литва призвана нести свет демократии и европейских ценностей.

Вполне в духе такой миссионерской политики является намерение с помощью председательства в ЕС придать «второе дыхание» программе «Восточное партнерство». «Восточное партнерство» ставит своей официальной задачей наладить сотрудничество ЕС со странами бывшего СССР, но не относит к числу этих стран Россию. Отторжение постсоветских государств от России - это главная причина, по которой Литва являлась активным лоббистом «Восточного партнерства» в европейских структурах и инициировала конференцию по «Восточному партнерству» на высшем уровне в год своего председательства в ЕС. Встреча глав государств-членов ЕС с главами государств-участников программы (Вильнюс, 28-29 ноября 2013 года), должна стать крупнейшим из мероприятий, которые планируется провести в рамках полугода председательства Литвы в ЕС.

Сам факт инициирования Литвой такой встречи дает основания утверждать, что ее внешнеполитическим приоритетом является придание проекту «второго дыхания», для чего необходимо вновь привлечь интерес к нему крупных европейских игроков и добиться увеличения финансирования. Можно сказать даже шире: цель Литвы (если исходить из того, что литовская внешняя политика является самостоятельной) состоит в том, чтобы вернуть интерес европейских элит к Восточной Европе. Этот интерес в последние годы заметно ослаб: на фоне долгового кризиса и событий в арабском мире, Восточная Европа все больше воспринимается международным сообществом как не представляющая никакой особой значимости историческая периферия. Встреча за одним столом лидеров стран СНГ с главами основных европейских государств будет напоминанием последним, что постсоциалистическое пространство (включая страны бывшего СССР) по-прежнему представляет собой регион, в отношении которого ЕС должен проводить последовательную и продуманную политику.

После принятия Лиссабонского договора в 2009 году Европарламент и Еврокомиссия распределили между собой полномочия, руководствуясь принципом разделения властей, введена должность избираемого председателя Европейского Совета, понимаемая рядом экспертов как должность Президента ЕС, создана Служба внешнеполитической деятельности – по сути, европейский МИД. Совет ЕС и подобные ему «рыхлые» структуры с редкими заседаниями, частой ротацией и не определенным четко кругом полномочий теряют свои позиции по мере усиления роли «Президента», «МИД» и подобным им, постоянно действующим институтам.

Реальную ценность Совет ЕС и институт председательства в ЕС представляет как раз для таких государств - «новичков» в Евросоюзе, как Литва: полугодичное председательство в ЕС является для них своеобразной трибуной, дающей возможность привлечь внимание остальной Европы к своим проблемам и предложить отвечающую защите своих интересов повестку дня.

Председательство в Совете ЕС, которому литовский истеблишмент придает столь большое значение, при всем обилии официальных приемов, визитов и переговоров, постепенно становится все больше ритуальным действом, имеющим мало отношения к реальному процессу принятия политических решений.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров