×
Политика Политика

Недосоленные выборы: Грибаускайте самоустраняется от президентской гонки

Традиционного обострения политической борьбы по мере приближения дня выборов в Литве не происходит. Причина тому проста: бороться, по сути, и не с кем – главный претендент на пост президента старательно увиливает от избирательной кампании.

Еще накануне активной фазы предвыборной гонки оппозиционные кандидаты в президенты высказывали опасения, что Грибаускайте сочтет дебаты недостойными своего внимания. В начале избирательной кампании претенденты на пост главы Литвы подписали декларацию о честных выборах, обязав себя приложить все усилия, чтобы президентские выборы в 2014 году были свободными, прозрачными, информативными, почетными и честными. Уже тогда независимого кандидата Наглиса Путейкиса возмутил тот факт, что для президента Грибаускайте якобы предусмотрено исключение - она может не участвовать в дебатах, если этому помешает исполнение ее прямых обязанностей. Кстати, это положение в декларацию было включено именно по настоянию президентуры. Однако надежды на активный открытый диалог с нынешним президентом сохранялись. «Я верю, что Грибаускайте не испугается и придет на дискуссии, - заявил тогда же другой кандидат в президенты Артурас Паулаускас. - Ей хватит смелости прийти и ответить на вопросы. Это очень важно, поскольку выборы без дискуссий, без дебатов – как хлеб без соли». В итоге выборы получаются все же откровенно недосоленные.

В последние недели перед голосованием, когда идут главные споры и определяется основная часть колеблющегося электората, Д.Грибаускайте решила удалиться от бренности электоральной кампании – уехать за рубеж с рабочими визитами.

Можно было бы списать все на уважительную причину для главы государства – все-таки положение обязывает. Однако визиты этих дней носят откровенно протокольный характер. 24 апреля г-жа президент проигнорировала предвыборные дебаты в связи с тем, что была на Дне рождения любимой падчерицы – саммите ЕС в Праге, на котором отмечалась юбилейная дата программы «Восточного партнерства». Стоит ли говорить, что никаких важных решений там не принималось, зато необходимо было в 101 раз произнести заклинания о «тьме, идущей с Востока».

Но на этом зарубежное турне президента не прекратилось. 27 апреля Д.Грибаускайте отправилась в Ватикан для участия в еще одном, видимо, важном для нее мероприятии – торжественной церемонии, на которой Папа Иоанн Павел II и Иоанн XXIII были провозглашены святыми. Затем, в начале мая, глава Литвы отправится в Великобританию. И это, пожалуй, будет самый полезный из ее предвыборных визитов: его цель – пригласить вернуться домой эмигрировавших в Великобританию литовцев, а таких там почти 100 тыс. С такими литовцами общаться гораздо удобнее, чем с теми, кто остался дома и хорошо представляет, что происходит в стране, которая уже ведет «фантомную войну» со своими соседями.

Несмотря на идеологический вираж последних 25 лет у Грибаускайте, похоже, остаются маленькие советские слабости – непреодолимое желание выехать за границу. В советское время хорошее положение в рядах «оккупантской власти» позволяло ей выезжать во время отпуска в Польшу, ГДР, Чехословакию, Венгрию. Теперь границы открыты, а положение еще лучше, и для заграничного вояжа не нужно даже докладывать «куда следует».

Но есть в этих поездках и вполне прагматичный расчет. Президент и ее политтехнологи прекрасно понимают, что агитатор КПСС (которые тоже вряд ли бывают бывшими) – плохой дискутант. Выступить с «тронной» речью, полной «страшилок», клеймить словно на партсобрании позором «продавшихся Москве» политиков, постановочные визиты в дома престарелых, больницы, на чем и была построена избирательная кампания Грибаускайте 2009 г. – это всегда пожалуйста. А вот доказывать свою точку зрения в споре – уже сложнее. Интересно, что здесь за образец также не берутся стандарты главных ориентиров нынешней литовской элиты – США – где любая избирательная кампания это не только дорогостоящее рекламное шоу, но и жернова постоянных дискуссий – с избирателем или оппонентом.

«В американской политической жизни присутствует некий «торгово-конкурентный» дух, раздражающий некоторых наблюдателей, особенно тех, кто считает, что для политической мысли возможен лишь один правильный ответ», - пишет в своей статье «Технология избирательных кампаний в США» политтехнолог Ральф Мёрфин. Однако отсутствие этого «торгово-конкурентного» духа в предвыборной кампании Грибаускайте – это не случайная оплошность, а тоже вполне читаемый политтехнологический трюк. «Если в политической кампании кандидат, партия или группа интересов выступают в качестве коммуникатора содержания кампании («источника» информации для избирателей), а публика не испытывает доверия к личности, партии или группе, «доносящим» содержание кампании, будет чрезвычайно трудно привлечь в пользу кампании поддержку избирателей, - пишет тот же Р.Мёрфин.

- В Соединенных Штатах личности, политические партии или группы интересов, получающие «отрицательную» оценку у более чем 20 % опрашиваемых, начинают уже скорее терять, чем завоевывать голоса избирателей в предвыборном соперничестве».

Казалось бы, как это связано с популярной персоной и в данном случае «коммуникаторе кампании» Грибаускайте? Напрямую. Избирательная кампания Дали Поликарповны, заставляющая даже ВВС выпускать статьи под заголовком «Грибаускайте идет к переизбранию, критикуя Россию», построена на идее внешней угрозы и жесткой «отповеди» России. Много ли сознательных избирателей поддерживает такую риторику? Здесь достаточно вспомнить результаты недавнего опроса, проведенного компанией Prime consulting по заказу журнала «Вяйдас», согласно которому 72% жителей крупных городов Литвы (к которым, кстати, относится и традиционно консервативный Каунас) отрицательно оценивают внешнюю политику страны по отношению к России. «Она слишком жёсткая – политикам нужно быть более нейтральными и не злить Россию», - отвечали исследователям на улицах чаще, чем через раз.

В такой ситуации сведение всех проблем государства к внешним диверсиям не только не позволит достойно оппонировать сопернику, но и разочарует электорат.

В итоге Грибаускайте выбирает тактику выборочных дискуссий. В первых дебатах, посвященных экономическим вопросам, президент приняла участие. Анализируя ее выступления в рамках этой дискуссии, политолог Лаурас Биелинис отметил, что это было необходимо для того, чтобы продемонстрировать хотя бы саму «добрую волю» и готовность спорить: «Надо ее похвалить, что прибыла на дебаты. Большая часть граждан Литвы просто не поняли бы, почему президент не присутствовала на дебатах. Это был бы большой минус для нее». К тому же для этого «показательного выступления» была выбрана и удобная тема. «Ее речь была профессиональной, так как сфера ей хорошо знакома», - отмечает Л.Биелинис. К тому же экономика, на что постоянно обращают внимание литовские пропрезидентские эксперты, не является сферой ответственности главы Литвы. Следовательно, дебаты по экономики – это отличная возможность отчитать своего главного конкурента в предвыборной гонке – социал-демократа Зигмантаса Бальчитиса. Стоит ли упускать такую возможность? Пропущенные же президентом следующие дебаты с обсуждением проблем многострадальной «социалки» - гораздо более неудобная площадка. Но у президента есть «лицензия на прогулы», а значит, все неудобные темы со стороны Грибаускайте будут по возможности игнорироваться.

Во время последней президентской кампании в США противник Барака Обамы, республиканец экс-губернатор штата Массачусетс Мит Ромни, имевший весьма скромные стартовые рейтинговые позиции (около 25% американцев), использовал наличие серьезных социально-экономических проблем в стране: он провел свою кампанию под слоганом «Обама – не работает». В случае с Литвой к лозунгу можно было бы добавить «…да еще и прогуливает». Ромни и Обама, кстати, в итоге подошли к выборам с одинаковой популярностью.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров