×
Политика Политика

"Перемен!": Домбровскис ушел, проблема решена?

Премьер Домбровскис возник и исчез одинаково - на волне кризиса. Но на этот раз кризиса нового, связанного с полным отказом латвийского общества в доверии действующему правительству. Казалось бы, перемен ждали, и начало им положено. Но не является ли широкий жест премьера, решившего покинуть свой пост именно сейчас, лишь попыткой избежать последствий произошедшей трагедии?

Драматические события в Золитуде с самого начала стали для Латвии не просто страшной трагедией, но и явным свидетельством паралича существующей политической системы. А потому призывы к отставкам рефреном звучали в дискуссиях о произошедшем 21 ноября в «Maxima». В среду премьер Валдис Домбровскис вышел от президента Берзиньша с ответом на этот социальный запрос – с заявлением о собственной отставке и необходимости сформировать новое правительство. Многие эксперты и политики с одобрением восприняли этот шаг Домбровскиса, увидев в нем желание главы правительства взять на себя политическую ответственность за произошедшую трагедию и не заметив другой стороны вопроса.

Уйти в отставку сейчас, во время кризиса, на волне всеобщей критики, выгодно как лично Домбровскису, так и в целом партии «Единство».

Латвийское общество, оправившись от первого шока, неминуемо потребует дать ответы на два ключевых вопроса – кто виноват в свершившемся? И что делать дальше? Ответ на первый вопрос будет напрямую связан с ликвидацией Строительной инспекции в мае 2009 года. Чуть позже упоминание об институции, которая обязана проверять безопасность возводимой в Латвии недвижимости, вовсе убрали из Закон о строительстве. Все эти действия были предприняты в период премьерства Валдиса Домбровскиса и именно они аукнулись трагическим эхо сейчас, спустя 4 года. Теперь, когда закончена работа спасателей, за дело возьмутся следователи. Очевидно, что в такой ситуации В.Домбровскису будет гораздо спокойнее, если он уйдет в тень. Хотя бы ненадолго, пока не пройдет буря, а потом уже снова можно будет «вынырнуть» на политическую поверхность, но уже, например, в Брюсселе, в качестве еврокомиссара.

При этом ему не придется долгие месяцы до ближайших парламентских выборов выводить Латвию из очередного кризиса, тем более что нынешние проблемы (например, демографическую) уже не решить в соответствии с рекомендациями МВФ, доверия общества не вернуть финансовой дисциплиной и сокращением дефицита бюджета. Данной ситуации в принципе соответствует иной, «ушаковский» тип политика – самостоятельный, энергичный, пользующийся доверием населения, а не Брюсселя, и нацеленный на решение проблем, а не лавирование между требованиями национально озабоченных элит и нормами ЕС.

Решения серьезных проблем, связанных с трагедией в Золитуде, В.Домбровскис решил тактично избежать, покинув  тонущий корабль латвийского правительства.

При этом падение нынешнего кабинета, по всей видимости, не даст ответа и на второй вопрос – что делать? Согласно процедуре формирования правительства, теперь кандидатуру нового премьер-министра должен предложить президент, после этого начнется процедура межфракционных консультаций. Что же может произойти в результате? В правительственную коалицию войдет Союз «зеленых» и крестьян. Получится полурадужная коалиция, которая, быть может, даже будет позиционировать себя как символ единения латвийского общества. Но при этом в правительстве останется, причем, наверняка, на первых ролях, «Единство», лидер которого Солвита Аболтиня, по собственному признанию, не чувствует собственной вины за трагедию и перекладывает ответственность на «человеческую алчность» и «систему, которая создана в супермаркете». В правительстве останется политически полуразложившаяся Партия реформ, создатель которой провел траур по жертвам 21 ноября в веселой компании на показе мод. В правительстве останутся главные борцы за латышскую Латвию из Нацблока, лидеры которых во время драматических событий последней недели спокойно отдыхали на горнолыжных курортах.

Нынешний состав Сейма в принципе не дает возможности для формирования действительно нового правительства, которое, с одной стороны, способно стабилизировать ситуацию в стране, а с другой – принять необходимые решения, чтобы виновные (в том числе и политики) в трагических событиях в Золитуде были привлечены к ответственности.

В таких условиях уход Домбровскиса – как минимум ритуальная жертва, а как максимум еще и попытка защитить себя и свою партию от все нарастающей критики. Правительство пало, но пока это лишь имитация перемен, которых так требуют сердца многих в Латвии.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров