×
Политика Политика

Театр одной страны или двойные стандарты литовской дипломатии

Литва старается всеми силами активизировать программу Восточного партнерства, экономическая скорлупа которой в условиях европейского кризиса постепенно осыпалась, и сохранился лишь политический смысл налаживания отношений ЕС и ряда бывших советских республик. При этом Вильнюс отказывает Евросоюзу в праве строить партнерство с Россией, руководствуясь политическими желаниями.

Политика перезагрузки стало главным приоритетом литовской дипломатии после смены правительства в конце прошлого года. Причем улучшение отношений должно затронуть практически все направления внешней политики страны. 

С прагматических позиций это стремление Вильнюса понятно: налаживание диалога с Польшей позволит диверсифицировать энергорынок страны, потепление с Россией может помочь решить противоречия с «Газпромом».

Особое место с этой точки зрения занимает стремление «перезагрузить» программу Восточного партнерства. В данном проекте экономика изначально была лишь средством достижения политической цели. Лучшим подтверждением тому стал постепенный спад европейского интереса к развитию программы с ухудшением финансовой ситуации внутри ЕС. В итоге даже для одного из инициаторов данной программы, Польши, ее продвижение перестало быть внешнеполитическим приоритетом. Тем не менее, отсутствие серьезной прагматической составляющей в евроинтеграции постсоветских республик от Беларуси до Азербайджана не останавливает Литву. Вильнюс последовательно предлагает свои посреднические с Брюсселем услуги бывшим советским республикам, выдвигая ультиматумы Киеву и пытаясь объединить в Грузии политические круги Саакашвили и Иванишвили на основе общей любви к Брюсселю. Более того, Вильнюс, рискуя тесным экономическим взаимодействием, готов пригласить на осенний саммит Восточного партнерства вместо официальных представителей Беларуси местную оппозицию.

«Восточное партнерство, скорее, политический проект, - считает историк Александр Сытин. -  Если даже он изначально и задумывался как проект экономический, как проект, который должен был обеспечить определенное начало интеграционных процессов постсоветского пространства на Запад, то в условиях, когда на повестку дня поставлено создание евразийского союза, я думаю, он приобрел уже сугубо политический характер. И теперь вопрос ставится европейцами «или-или»: или вы туда, или вы сюда идете».

 

В этих условиях Литва выбрала свою роль – не просто поддерживать акцент на политическом контексте взаимодействия Евросоюза со странами Восточного партнерства, но еще и всеми силами актуализировать его через формирование из евразийского проекта образ врага Восточной Европы, выводя за скобки экономический аспект проблемы.

Однако что позволено Юпитеру, то не позволено быку - так считают во внешнеполитическом ведомстве Литвы. Политическое взаимопонимание, необходимое между ЕС и странами Восточного партнерства, оказывается совершенно неуместным и даже недопустимым, с точки зрения официального Вильнюса, в случае диалога Евросоюза с Россией. На встрече глав МИД в Брюсселе 11 марта Линас Линкявичюс прямо заявил, что партнерство ЕС с РФ не должно создаваться «путем политических решений и закулисных методов». В этой позиции даже обращает на себя внимание не столько менторские указания Литвы, сколько двойные стандарты, с которыми руководство этой страны подходит к выстраиванию внешнеполитической повестки дня.

Для Литвы, не располагающей обширной экономической базой для реализации своих внешнеполитических целей, эксплуатация политического ресурса имиджа страны, успешно осуществившей так называемый демократический транзит, остается основой дипломатии на постсоветском пространстве. В контексте же взаимоотношений ЕС и РФ роль Вильнюса в качестве такого посредника бессмысленна. Более того: следствием развития политического диалога между Евросоюзом и Россией может быть даже (о, ужас!) их постепенное сближение. Поэтому, по мнению Литвы, эти отношения должны быть очищены от политики и строиться исключительно на прагматических основах.

На встрече премьера Альгирдаса Буткявичюса с фракцией оппозиционных консерваторов 12 марта главе правительства пришлось несколько раз заверить депутатов, что он ни в коем случае не намерен поддаваться влиянию России. 

Оказывается, в отношениях с Москвой политическим решениям все же есть место. Только могут они, судя по действиям и высказываниям литовского руководства, диктовать лишь одно -  не партнерство с Россией, а максимальное дистанцирование от нее.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров