×
Политика Политика

Юрий Алексеев: нулевое гражданство или 250 тыс. граждан РФ?

Источник изображения: baltijalv.lv

Национально ориентированное руководство Латвии не хочет позволить жителям Латвии в заявительном порядке получать гражданство своей страны лишь из политических соображений – это может подорвать власть латышских партий. Однако отказ от нулевой модели гражданства может привести к последствиям, которые правящими партиями будут восприняты с еще большими опасениями, нежели новые нелояльные им избиратели. Об этом рассказал в интервью порталу RuBALTIC.Ru один из инициаторов Конгресса неграждан, редактор портала IMHOclub.lv Юрий АЛЕКСЕЕВ:

- Юрий Георгиевич, Вы являетесь одним из инициаторов Конгресса неграждан. Скажите, пожалуйста, почему организация сформировалась именно сейчас?

- Тому была совершенно конкретная причина. Дело в том, что в прошлом году проводилась подготовка к референдуму по введению нулевого варианта гражданства. В принципе, ситуация назрела, натурализация практически остановилась: в год менее 2 тысяч человек принимает латвийское гражданство, для примера - российское гражданство принимает около 6 тысяч человек, в три раза больше, чем латвийское. Поэтому если по 2 тысячи человек принимают гражданство, а неграждан 300 тысяч, то это на 150 лет растянется. Поэтому и возникла инициатива провести референдум для того, чтобы предоставить гражданство оставшимся по нулевому варианту, то есть в заявительном порядке, как в свое время сделали литовцы.

Процедура инициирования референдума такая: сначала собирается 10 тыс. нотариально заверенных подписей от инициаторов, после этого подписи должны быть проверены на достоверность, и Центральная избирательная комиссия назначает большой сбор подписей – 154 тыс. подписей за счет государства. Когда эти подписи собраны – назначается всенародный референдум.

Необходимые 10 тыс. подписей инициативной группой были собраны, а Центральная избирательная комиссия поддалась давлению правящей коалиции в Сейме и приостановила процедуру инициирования референдума, объяснив совершенно незаконным образом, что это нарушает какие-то конституционные нормы. Сейчас идут вялотекущие суды.

То есть что фактически произошло: понятно, что неграждане 22 года не имеют права голоса, но в данном случае правящая коалиция запретила даже полноправным гражданам высказаться по поводу неграждан. Это было последней каплей.

Раз так, то давайте неграждане будут делать свою общественную организацию.

- Вызывает ли внимание и интерес работа Конгресса среди русских граждан Латвии? Не воспринимается ли в обществе данное движение как «русская Атмода»?

- Так оно и есть. Например, что касается меня, то я гражданин. Более того, я наполовину латыш, причем я не натурализован, я получил гражданство автоматом, и я являюсь одним из инициаторов Конгресса. Кстати, в инициативной группе русскоязычных граждан больше, чем неграждан.

Я считаю, что это объяснимо, потому что за права должны бороться все в стране те, кого волнует, что страна расколота на две части. Меня это волнует как гражданина, и многих это волнует. Есть и латыши среди инициаторов Конгресса, например, Эйнарс Грудиньш.

Но вопрос-то не в этом. Средний возраст негражданина сейчас за 55 лет, поколение предпенсионное или пенсионное. С точки зрения шкурной, гражданство дает только одну возможность – легально работать на территории Европейского союза. Но поскольку люди старше 55 уже не ищут работы за границей, им гражданства особо и не надо. Зато у негражданина есть замечательная возможность ездить в Россию и в страны шенгена без виз, от Владивостока до Лиссабона можно кататься без всяких виз.

- То есть у инициаторов Конгресса неграждан принципиальная позиция, что негражданства как института быть в Латвии не должно?

- Это с одной стороны. С другой – это восстановление исторической справедливости. Неграждане были лишены прав 15 октября 1991 г.

Во времена латышской Атмоды, «песенных революций» обещали же, что все жители, которые имеют постоянное место жительства в Латвии, станут гражданами. В итоге даже 380 тыс. русских, которые прошли процедуру натурализации, и те считают себя обманутыми, потому что у них отняли обещанное.

Если бы нам в 1991 г. было сказано, что в результате обретения Латвией независимости страна будет расколота на две части, латыши получат гражданство, нелатыши ни черта не получат, я думаю против таких решений и распада Союза было бы гораздо больше людей. В 1991 г. здесь стояла отдельная Советская Армия, правоохранительные органы милиции были по большей части русскоязычными, то есть силовые структуры не стали бы выступать против русских. Я думаю, не так просто бы было латышам продавить независимость и продавить эти законы. То есть нас все-таки обманули, поэтому есть желание восстановить историческую справедливость.

- Получается, Конгресс объединяет прежде всего сознательных неграждан, которые принципиально не желают получать гражданство, и смягчение процесса натурализации здесь неприемлемо. При этом политическое руководство Латвии и в лице спикера Сейма, и в лице президента заявили, что нулевого гражданства не будет в любом случае. Не создается ли таким образом тупиковая ситуация?

- Руководство страны против нулевого гражданства совершенно из-за шкурных интересов. Дело в том, что в Рижской думе лидирует партия Центр согласия, представляющая интересы и нелатышского населения, но им не хватает электората для критической массы в 51% голосов. При этом половина рижан-нелатышей не имеет гражданства. Если нулевой вариант будет принят, то пусть не 300 тысяч, но 200 тысяч все же примут гражданство Латвии, но в таком случае в Риге будет править партия, представляющая интересы нелатышей.

Сейчас Нил Ушаков и Центр согласия правят в Риге, но, боюсь, это ненадолго, потому что на прошлых выборах была партия, которая вступила с ЦС в коалицию, а сейчас среди тех, кто пройдет в Рижскую думу, такой партии нет. Если появится большое количество новых избирателей, то позиция национально озабоченных партий, тем более в Рижском муниципалитете, сильно покачнется.

Совершенно понятно для чего статус неграждан был введен.

Первое – для дележа собственности, потому что первые 7 лет неграждане не имели право приватизировать землю, крупные активы, негражданам давали ваучеров очень мало.

Вначале еще был введен ценз на натурализацию, так называемые окна натурализации, то есть не всем еще разрешалось получать гражданство: в этом году можно только тем, кто приехал до 1960 г., в следующем году могут подавать на гражданство те, кто приехал до 1962 г. и т.д. В 1998 г. это было отменено, но опять-таки имелась практическая причина, потому что к 1998 г. земля и крупная собственность были приватизированы, и открыли шлюзы для натурализации, чтобы кому-то эту собственность можно было продавать, если кто-то из латышей не хотел владеть какими-то активами. Здесь нет никакой высокой политики.

- Уже есть реакция и руководства Латвии и латвийских СМИ на создание Конгресса неграждан. Удовлетворены ли Вы этой реакцией?

- Было предсказуемо, что латышские партии воспримут это в штыки. Здесь должна быть упорная, серьезная политическая борьба за права на всех уровнях: внутри страны, в европейских структурах.

Видите ли, здесь еще какая нелепость: у неграждан нет представительства в европейских структурах вообще, и когда встает вопрос в Европарламенте, в Еврокомиссии о латвийских негражданах, то за них выступают депутаты Европарламента от националистических партий.

Поэтому мы хотим, чтобы была легитимная представительная организация, имеющая вес, имеющая свое мнение. Ведь здесь все перемешано. В Латвии очень много смешанных браков, где один супруг латыш-гражданин, второй – негражданин. Таких ситуаций масса. В конце концов, если будет общественная организация со сформированным мнением, то будет в определенном смысле давление на всех уровнях, начиная с семьи, заканчивая Европарламентом. Нужно бороться за свои права, никто на блюдечке их не принесет.

Не надо надеяться, что друзья из России, «московский обком», «брюссельский обком», «вашингтонский обком» надавят на наших национально озабоченных - иллюзий нет.

- Вашу организацию уже обвинили традиционно в связях с Москвой. Насколько в действительности важны для Конгресса неграждан внимание и поддержка со стороны России?

- Конечно, важны. Первого июня мы готовимся избрать Парламент непредставленных, будут свои избранные депутаты. Я думаю, что, если Россия будет их принимать на достаточно серьезном уровне, это будет поддержка. Ну, а то, что нас обвиняют в связях с Москвой – это традиционная песня: русские танки и прочее.

Я недавно выступал на радио, спорил с одним национально ориентированным товарищем и объяснял: сейчас 6 тыс. человек в год принимает в Латвии российское гражданство. Возможно, этот процесс еще ускорится: принимать российское гражданство жителям Латвии сейчас довольно выгодно, особенно пенсионерам, потому что в Латвии индексация пенсий заморожена уже как 5 лет, в России она индексируется. 

Если в результате такой политики России сейчас начнется повальный переход в российское гражданство латвийских неграждан, то через какое-то время в Латвии будет жить 250 тыс. российских граждан (сейчас таких 50 тыс.). «Вы этого хотите?» - вопрос национальным ребятам. 

Тут как раз у России и появится рычаг давления – почему это, мол, наших граждан лишают каких-то прав, угнетают и т.д.

- Не воспринимается ли в Латвии Конгресс неграждан как нелегитимный механизм давления на власть?

- Это общественная организация, как она может быть нелегитимной, если она зарегистрирована в соответствии со всеми латвийскими законами? В определенном смысле все общественные организации такие – это всегда самозванцы. Легитимность начинает оспариваться, когда появляется конкуренция организаций, добивающихся одной цели. 

Но поскольку под эгидой Конгресса неграждан собрались практически все нелатышские общественные организации и все партии, отстаивающие интересы нелатышей, никто не оспаривает легитимность Конгресса. 

Здесь нет никаких подводных камней. Общественная организация может отстаивать хоть интересы хомяков. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров