×
Blogпост Blogпост

Экономические последствия украинского дефолта

Источник изображения: ru.golos.ua

Редакция: Нам говорят о том, что Украине придется объявить дефолт, и он будет «техническим», а не официальным. Многие считают, что предоставленное украинским парламентом главе правительства А.Яценюку право выбирать, «кому платить, а кому нет», уже свидетельствует о «техническом» дефолте. Вообще, существует ли такое понятие, как «технический» дефолт, и если — да, то чем он отличается по последствиям в сравнении с официальным дефолтом?

Майкл Хадсон: Дефолт есть дефолт. Попытка подмены понятий на «технический» относится к периоду 2012 г., когда «Большая восьмерка» рассматривала долговые проблемы Греции. В то время глава Федерального резерва США Т.Гайтнер и президент Б.Обама бесстыдно лоббировали выкуп Международным валютным фондом и Европейским центральным банком греческих долгов с целью выплат держателям долговых обязательств. 

Тем самым политики спасали американские банки, которые в большом количестве выпустили структурированные финансовые продукты — страховки от дефолта — и понесли бы существенные потери в случае дефолта Греции. 

Тогда Европейский центральный банк предложил подменить понятие дефолта «добровольным отказом», предложив банкам и другим держателям списать долги.

Согласно международной организации кредиторов (международная ассоциация свопов и деривативов), процедура кредитного дефолта может быть запущена в случае достижения договоренности о реструктуризации долга между «властями и достаточным количеством кредиторов с целью обязать всех кредиторов» к принудительной реструктуризации. По определению международной ассоциации, дефолт может объявляться в таких случаях, как: снижение процентов по выплатам или размера возврата тела основного кредита (включая списание долга), отсрочка выплат по процентам и основному телу кредита (включая продление срока погашения непогашенного долгового обязательства), пересмотр долговых обязательств, а также изменения валютной единицы оплаты на не являющуюся законным платежным средством в странах «Большой семерки» и странах Организации экономического сотрудничества и развития с наивысшим суверенным рейтингом «ААА».

Все четко и понятно. В случае наступления дефолта держатели долга получают право требовать от своих контрагентов возмещения убытков по страховке. В данном случае востребовать будет очень сложно, вместе с тем кредиторы получают возможность арестовать правительственную зарубежную собственность. Это классический вариант недавнего разграбления Аргентины американским спекулятивным фондом Пола Сингера, пролоббировавшим для этого новое международное законодательство, под которое подпадает и Украина.

Согласно английскому долговому праву (Россия оформила украинский долг в английской юрисдикции), Парламенту придется признать Украину в качестве «бедной страны, сильно обремененной долгами» (как и в случае с африканскими странами, которые шли на это, чтобы обезопасить себя от спекулятивных атак американского фонда Пола Сингера) для защиты от кредиторов. 

Не думаю, чтобы Парламент шел на это ради Украины в условиях спровоцированной собственными же руками нищеты в результате развязывания войны.

В случае, если МВФ объявит российский кредит в размере 3 млрд долларов США не официальным, будет нарушено международное право, а значит, кредиты суверенных фондов любой страны (ОПЕК, Норвегия, Китай и т.д.) будут лишены какой-либо международной защиты. 

Такие двойные стандарты приведут к расколу международного долгового рынка по линии новой «холодной» войны, где финансовое оружие придет на смену военным операциям. Сомневаюсь, что мир сегодня готов к таким финансовым шагам, сопоставимым с эффектом применения ядерного оружия.

Редакция: Парламент Украины также принял закон, позволяющий правительству арестовывать российские активы на территории страны. Каковы экономические и юридические последствия таких шагов? Может ли Россия предпринять симметричные шаги в отношении Украины или подать иск в международный суд?

Майкл Хадсон: Это шаг станет настолько радикальным, что будет находиться за рамками гражданского права. Если Украина пойдет на это, одновременно получая кредиты по линии МВФ, США, Канады, то ее кредиторы в моральном плане могут стать ответственными за это. Вопрос заключается в позиции суда. 

Правдой является то, что сегодня Израиль продвигает свою этническую исключительность за счет арабов. Захочет ли Украина пойти по этому пути для юридического обоснования? 

Когда Куба или какая-либо латиноамериканская страна пыталась выкупить американские инвестиции по номиналу, это неизменно заканчивалось попытками военного переворота. В случае с Украиной это будет актом военного действия. Россия может потребовать возмещения ущерба. Но у кого? Может ли она арестовать западные активы стран, которые поддерживают киевскую хунту? Может ли Москва в качестве ответных шагов национализировать немецкие и французские активы?

Редакция: Украинское правительство постаралось разорвать как можно больше экономических связей с Россией. Донбасс подвергся бомбардировке и разрушению, расторгнуты все контракты по линии военно-технического сотрудничества, российские компании исключены из украинских тендеров, Россия была объявлена «агрессором» и т.д. Это означает, что в нынешних условиях Украина стремится быть 100 % зависимой от Запада. Как вы считаете, есть ли у Запада стремление, а также средства продолжать кредитовать Украину и поддерживать нынешний киевский режим? Может ли американское правительство просто печатать доллары и отправлять их П.Порошенко, или есть какой-то предел западной помощи? Что произойдет с Украиной, если Запад не захочет более помогать Киеву, и каковы в этом случае экономические последствия?

Майкл Хадсон: «Запад» не занимается благотворительностью. Западные компании не захотят терять деньги, а европейская конституция запрещает Европейскому ЦБ и налогоплательщикам финансировать иностранные правительства. Они покупают правительственные долги только у банков. Сегодня таких финансовых учреждений, которые держали бы украинские долговые обязательства, немного. Будущее украинское правительство сможет отказаться от «экономических» решений хунты, как это было, к примеру, когда союзники списали внутренний немецкий долг в 47 — 48 гг. в ходе денежной реформы (большинство долгов было перед бывшими нацистами). 

Сегодняшняя украинская клептократия не выступает надежным гарантом для Запада при тотальной распродаже активов и прочих экономических операциях, несмотря на чаяния Сороса захватить ее землю и промышленную инфраструктуру. Даже украинский долг перед МВФ и другими международными организациями может быть квалифицирован «незаконной задолженностью» и не быть выплачен — долг, с помощью которого правительство финансировало войну против собственного народа.

Редакция: Россия и Китай взяли курс на политическое сближение, формирование взаимовыгодного партнерства. Китай решил стать энергозависимым от России, а также по линии поставок вооружений, Москва рассчитывает на помощь китайской экономики для диверсификации и развития собственной. Обе страны во многом гармонично взаимодополняют друг друга. Как бы вы оценили финансово-экономический потенциал взаимодействия двух сверхдержав? Могут ли Россия и Китай вместе со странами БРИКС и Шанхайской организацией сотрудничества создать новую, свободную от доллара, торговую зону?

Майкл Хадсон: Динамичные связи двух стран имеют первостепенное значение. Прежде всего, торговая, инвестиционная и валютно-кредитная политика должна быть долгосрочной, что гарантирует стабильность и безопасность. Америка, выступив против растущей мощи России и Китая (а также Ирана или любого другого потенциального игрока), способствовала запуску процесса по формированию долгосрочной российско-китайской безопасности. Во многом сближению двух стран способствовала и реализуемая Вашингтоном стратегия «разделяй и властвуй» — игра на противоречиях соперников, предполагающая поочередные ставки то на одних, то на других. Объединив усилия, включив в будущем в Шанхайскую организацию сотрудничества Иран и другие страны-наблюдатели, Россия и Китай страхуют себя от односторонних действий США, заставляя их в случае неблагоприятного развития событий вести войну на два фронта. Таким образом, долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество становится своего рода и взаимной безопасностью против единственного потенциального агрессора. Капитальные долгосрочные вложения в магистральные трубопроводы между РФ и КНР не могут быть объектом иностранных дипломатических препятствий, как в случае с российским газом в Европе. Европа, похоже, намерена добровольно замерзать зимой, избирая купленных на американские деньги политиков.

До тех пор, пока американское казначейство может печатать деньги без ограничений, а мировые центральные банки готовы поглощать эту долларизацию, покупая американские долговые расписки и финансируя тем самым американский военно-промышленный комплекс, который окружает Европу, Америка может не беспокоиться о своем платежном балансе и внешнем долге, что для других стран является ограничением в собственных военных расходах.

Чтобы противостоять этому, Россия и Китай, совместно с другими странами, должны разработать альтернативу долларовой денежной и платежной системе — собственную финансовую систему для замены американских банков, с аналогом Свифт.

Оригинальная статья