×
Чемодан Чемодан

Эмиграция: близкие люди vs. комфортная жизнь

Зачастую именно так стоит вопрос у тех, кто думает либо об эмиграции, либо, напротив, о возвращении домой. Сегодня на портале RuBaltic.Ru — история о непростом выборе и о долгой дороге домой.

Игорь, 28 лет, уехал из Латвии в 2009. Студент.

«ПОНЯЛ, ЧТО УЕХАТЬ БУДЕТ ПРОЩЕ»

В 2009 году уже довольно остро ощущался кризис. Я учился в Риге и не планировал никуда уезжать, но поскольку работы у меня больше не было, а надо было платить за учебу, то я решил на год уехать. Съездить подзаработать и вернуться. Но в итоге это затянулось на 6 лет.

Не то чтобы тогда совсем не было работы… Наверное, где-то она была. В то время я помогал отцу в области строительства и никогда не бывал озадачен поиском работы. Когда работа закончилась, я понял, что новой не предвидится. Да и вообще ситуация была не сильно оптимистичной. Многие люди попали под сокращения, теряли свои места. И поэтому я решил, что уехать и вернуться будет проще.

ПЕРВОЕ ВРЕМЯ В ЛОНДОНЕ: БУДТО БРЕМЯ С ПЛЕЧ СВАЛИЛОСЬ

Уехал я в 2009 году с идеей заработать денег. Но когда приехал и обустроился, почувствовал себя намного легче, чем до этого чувствовал себя в Латвии. Знаете, как будто бремя с плеч свалилось. Мне так это понравилось! Материальная сторона вопроса, конечно, составляла существенную часть этого ощущения. Вдруг стало хватать на все денег, более того, они еще оставались. Это приятное чувство. И я подумал: нет, пока не хочу возвращаться, тут хорошо. Таким образом я прожил в Лондоне три года.

Адаптация? Если говорить об адаптации в Лондоне, то она, в сущности, тоже прошла незаметно, я нашел работу где-то через неделю после приезда, сразу же снял себе комнату и довольно быстро стал ориентироваться в городе. На новой работе меня хорошо приняли, а город в целом показался мне очень интересным и разнообразным.

Где-то на третий год я начал понимать, что как город Лондон меня не устраивает. Слишком динамичный. Когда я уже влился в рутину города, проявились и стали наглядными все плюсы и минусы. Работать приходилось много, не оставалось свободного времени. Огромные расстояния, транспортные неудобства — в какой-то момент я начал от этого уставать. Но желания возвращаться в Латвию еще не было. Я решил, что надо ехать куда-то дальше, и надумал попробовать пожить в Амстердаме. Собрался за полгода и отправился.

В Амстердаме очень остро стоит квартирный вопрос. Город маленький, желающих там жить много, сложно найти жилье. Приходилось искать, и это было непросто. Хорошо, что мне на первое время помогли с квартирой друзья. В Амстердаме я прожил еще 2,5 года.

Да, до Лондона я сперва поехал в Испанию, но там был не лучший момент для работы. И без знания испанского нелегко устроиться, разве что апельсины собирать. Ну, и как-то там все было плохо организовано. Так и набежало: несколько месяцев в Испании, потом 3 года в Лондоне и в Амстердаме 2,5 года, как раз почти 6 лет.

ВОЗВРАЩЕНИЕ: ЛУЧШЕ В ЛАТВИИ, НО С ДРУЗЬЯМИ

Почему вернулся? Произошла переоценка ценностей. Передо мной остро встал выбор. С одной стороны оказалась эта комфортная, спокойная, стабильная жизнь, когда даже работая в кафе или ресторане не на полную ставку, ты можешь жить хорошо. С другой — общение с друзьями и близкими. В Амстердаме я был совсем один. Были знакомые иностранцы, несколько русскоязычных знакомых.

Я понял, что так мне жить неинтересно. Лучше в Латвии, но — с друзьями, чем там — самому по себе. В Лондоне была другая ситуация — нас была целая компания, мы снимали жилье с друзьями, всегда было общение. Практически коммуна. Все ощущалось по-другому, потому что были рядом близкие люди. Мне интересно работать с людьми разных культур, как-то взаимодействовать, узнавать новое — это уникальный опыт. Но дома меня должно ждать другое общение, более интересное для меня лично. В Амстердаме я был этого лишен.

И второй момент, не менее существенный — это образование. Я же уехал, не закончив университет. Все эти годы я думал, что надо продолжить. Я думал над другими вариантами, но не нашел подходящих, и рад, что вернулся и продолжаю учиться там, где начинал. Эти два фактора в совокупности перевесили остальные блага. Ну, и в Риге ситуация сейчас более благоприятная, чем 6 лет назад.

РИГА СЕГОДНЯ: ВПЕЧАТЛЕНИЯ ХОРОШИЕ

Я в Риге уже более полугода. Впечатления хорошие! Правда, с работой мне помогли друзья, мне не пришлось искать. С этой реальностью Риги я не столкнулся — прилетел сразу на готовое место. Ощущения самые позитивные за эти полгода.

Я вижу, что постепенно сюда приходят многие западные тенденции. То, что было популярно за границей, в какой-то момент приходит и в Ригу. В основном это что-то положительное: внимание к здоровому питанию, к здоровью вообще. И в целом в городе появилось много новых мест, приятных мест, Рига развивается.

«В ЛАТВИИ У БОЛЬШИНСТВА ЖИЗНЬ СЛОЖНЕЕ»

Конечно, некоторые социальные аспекты после жизни за рубежом шокируют. Те же зарплаты в конвертах. Там даже вопрос такой не может возникнуть, разве что в среде совсем-совсем нелегальных эмигрантов. Или вопросы с отпуском. Если ты трудишься, то у тебя гарантирован месяц оплачиваемого отпуска в году. Здесь это вроде как есть, но часто — всего лишь условность. Много таких нюансов. Чувствуется, что за границей все более продуманно, многие системы автоматизированны. Здесь это только зарождается.

В Латвии у большинства людей жизнь сложнее, чем у людей в других странах. И это чувствуется в настроении. Сложнее в первую очередь в финансовом плане. Тут у людей нет возможности зарабатывать столько, чтобы чувствовать себя комфортно. Там такая опция есть у каждого человека, кому не лень работать. Трудясь даже на самой простой работе, человек ощущает, что его время стоит каких-то адекватных денег. И отношение к труду другое. Тут если ты попал на простую низкооплачиваемую работу… разница ощутима. Думаю, это огорчает многих людей, особенно тех, кто пожил за границей и знает, что возможно иначе.

Очевидно, что в целом уровень жизни на западе выше, и страны могут себе позволить устанавливать такие минимальные зарплаты, которые адекватны ценам на жилье, на проезд, на питание. В Латвии планка минимальной зарплаты могла бы быть повыше, учитывая, что цены в целом не сильно отличаются тут и там. Наша страна выглядит очень красиво, замечательная архитектура, природа, Рига крайне привлекательна. Но за этим фасадом не чувствуется серьезного фундамента. Ситуация с предпринимательством не слишком радостная.

Я не особо глубоко знаю этот вопрос, но существует большая разница между тем, как делать бизнес за границей и здесь. Если здесь тебя попытаются сразу обложить серьезными налогами, то там, в частности, в Голландии, существует огромная поддержка со стороны государства. По сути, открыть свой бизнес в Голландии ничего не стоит, регистрируешься за 50 евро как самозанятое лицо и работаешь. Любое начинание там приветствуется, поэтому люди много что делают. У нас же какая-то нестабильность: все время что-то открывается и тут же закрывается. Все вроде работают, но при этом никто не знает, как долго он будет работать. Нестабильность в воздухе.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ: НАДЕЮСЬ ЗДЕСЬ УСТРОИТЬСЯ

Я учусь на психолога. До отъезда я изготавливал жестяные изделия, вентиляции — в строительстве. А потом уже, за границей, я работал в кафе и ресторанах на разных должностях. И официантом, и барменом, сейчас я вообще поваром работаю.

Я надеюсь, что мне уже никуда из Латвии не нужно будет уезжать. Я свой опыт получил, мне бы хотелось за ближайшие годы здесь нормально устроиться и никуда не срываться. Хочу закончить университет, работать по профессии и жить здесь, среди близких мне людей.

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ: ЛАТВИЕЦ

Да, пожалуй, я чувствовал себя эмигрантом, но… это совершенно не исходило от людей, не было никакого навешивания ярлыков на меня. Я чувствовал себя комфортно и в Лондоне, и в Амстердаме. Просто это не моя культура, ни та, ни другая. Да, это тоже европейская культура, в каких-то моментах она мне близка, в каких-то — не очень.

Латвиец — это самая правильная дефиниция, если мы говорим о национальной идентичности. Я никогда не считал себя русским. Да, мой родной язык — русский. Но я не могу сказать, что Россия и русская культура особенно близка. Да, конечно, русская литература, которую я высоко ценю, и горжусь, что могу читать ее в оригинале. Но в целом к русской культуре я себя не причисляю, точно так же как не причисляю себя к латышской. Поэтому я латвиец.

ВОЗВРАЩЕНИЕ — НЕ МАССОВОЕ ЯВЛЕНИЕ

Ребята, с которыми мы жили и общались в Лондоне, это все мои друзья. У нас было взаимопонимание на идейном уровне. Почему они уехали в Лондон? По разным причинам. Кто-то — за деньгами, кто-то — за опытом, кто-то — учиться или с целью делать серьезный бизнес. У всех была своя мотивация. Многие друзья, наверное, даже большинство, вернулись. Но, по моим ощущениям, это не массовая тенденция. Сомневаюсь, что в общей массе те, кто уехал, захотят вернуться. Кто-то же и сейчас уезжает. Самый сложный момент — несоразмерность зарплат этих и тех. Если у тебя нет особенной квалификации, профессии, которая востребована, то это очень сложно. Там ты привыкаешь к определенному уровню комфорта, а здесь и половины его нет. В моем случае этот контраст не столь сильный, я работаю в хороших условиях. Но у многих же иначе. И в их случаях — тяжело.

Новости партнёров