×
Контекст

Микалоюс Чюрлёнис

Вашему взору представлены воспоминания дореволюционного литератора Б.Лемана: 

«Микалоюс Константинас Чюрлёнис родился в 1875 г. в Оранах, местечке Виленской губернии, где его отец в то время занимал место органиста. Три года спустя вся семья переехала в Друскеники, куда был переведён его отец, занявший там ту же должность, и здесь протекли детские годы художника.

Уже рано в будущем художнике сказалось влечение к музыке, и пяти лет мы видим его, карабкающегося на стул, чтоб дотянуться до клавиатуры рояля. Поощряемый отцом, девяти лет в 1884 г. он поступил в музыкальную школу князя Михаила Огинского, где и оставался вплоть до 1888 г. К этому времени он уже начал пробовать свои силы в композициях и исполнил некоторые из них у князя Михаила, который, заинтересовавшись пятнадцатилетним композитором, предложил ему средства для продолжения музыкального образования.

Покинув Друскеники, Чюрлёнис переезжает в Варшаву, где и поступает в Консерваторию сначала по классу органа, а затем — композиции. Здесь жизнь вполне захватывает его, вызывая в нем жажду пополнить чтением слишком узкую программу высшего музыкального училища. 

Общительный по своей натуре, он посещает студенческие кружки, и яркая образность и оригинальность его доказательств, рождённых тут же во время спора, делает его центром, вокруг которого группируются остальные.

Так проходит жизнь до 1900 г., когда, окончив Консерваторию, он уезжает в Поланген, на берег Балтийского моря, где проводила лето его семья. Здесь он написал полонез, посвящённый им князю Огинскому, а затем, по желанию князя, едет в Лейпциг, где поступает в Консерваторию. Однако пробыв за границей лишь год, и несмотря на успех у лейпцигской музыкальной критики своей фуги, исполнявшейся на публичном концерте, он возвращается в Варшаву, где начинает жить самостоятельно, давая уроки теории и рояля.

В это время впервые выявляется до того совершенно скрытая сторона его таланта  он начинает занятия рисованием, для чего посещает варшавские рисовальные классы Каузика. Одновременно возобновляются прежние знакомства, завязываются новые, но в этот период он уже производит впечатление человека, нашедшего свой путь и внутренне созревшего.

В 1903 г., проводя лето у своих родителей в Друскениках, Чюрлёнис пишет пейзаж, стараясь, хотя пока ещё неуверенно, передать понятую им одухотворённость природы, как ритмического стремления к Солнцу.

В начале 1907 г. он переселяется в Вильно. И тут мы находим лишь продолжение жизни в Варшаве. Чюрлёнис является участником почти всех художественно-литературных событий. Он организует хор, гармонизует народные литовские песни, собирание которых он начал ещё по возвращении из Лейпцига, вероятно, под влиянием интереса к фольклору. В это время Чюрлёнисом был написан занавес для театра общества «Рута» и начата музыка к опере Юрата, сюжетом которой служат сказания народного литовского эпоса. Увидав своё недостаточно полное знание языка, Чюрлёнис начинает брать уроки у Софии Леоновны Кимонт, и возникшая отсюда дружба вскоре переходит в более серьезное чувство, а 1 января 1909 г. он, женившись, уезжает в Петербург, куда ещё до того его приглашал М.Добужинский, познакомившийся с ним в Вильно.

Переехав в Петербург, Чюрлёнис сразу же вошёл в центр художественной жизни столицы. Знакомство с Добужинским, Билибиным, Бенуа, художнические и литературные кружки, признание ценностей его вещей, всё это ещё более увеличило и без того огромный подъём его духовных сил, а необходимость творчеством добывать материальные средства к жизни довело это напряжение до невыносимой остроты, подорвав навсегда его здоровье. Начало сказываться нервное переутомление, окончившееся смертью, так внезапно прервавшей эту жизнь, едва успевшую найти свою истинную форму.

В 1910 году переутомление, вызванное непосильной работой, начало сказываться в головных болях, и всё же болезнь даже для его близких пришла внезапно. Сознание себя больным и вынужденная оторванность от жизни тяжело отразились на его и без того слишком восприимчивой нервности, и вслед за непродолжительным улучшением наступил кризис. Чюрлёниса не стало, он скончался от кровоизлияния в мозг».

Источник: Леман Б.А., «Чурлянис» (из серии иллюстрированных монографий «Современное искусство»), 1916 г.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров