В «бунташном» XVII веке противники реформы церкви бежали от ревностных реформаторов на окраины государства. Россия оказалась расколота на два непримиримых лагеря: на тех, кто принял царскую волю, и на старообрядцев, «раскольников», которые не желали отступать ни от веры, ни от духа древлеправославия. Власть жестоко преследовала и карала несогласных. Им оставалось либо смириться, либо погибнуть, либо искать «землю обетованную» в Сибири, на Кавказе, в Прибалтике.
Очень многие оказались тогда на территории современной Латвии — в Инфлянтах Польских (Латгале) и в Курляндском герцогстве.
Войны и эпидемии в то время буквально выкосили население этих мест. Поэтому беглые старообрядцы были весьма благожелательно здесь приняты. Польский король Ян Собеский издал по этому поводу даже специальную грамоту «О свободном жительстве раскольников в польских пределах…».
Первые группы ревнителей «старой веры» появились в ливонских землях в 1659 году, т.е. ещё до официального разрыва отношений с Греко-православной церковью.
Близ Динабурга, в деревне Лигинишки, в 1660 году был построен первый в Прибалтике старообрядческий храм.
Центром земгальских старообрядцев стал нынешний город Екабпилс. Очень давно, ещё в начале XVI века, на левом берегу Двины, напротив Крейцбурга (Крустпилса), стали селиться беглые русские люди. В основном, это были новгородские стригольники — религиозные сектанты, бежавшие от гонений. Позднее, сюда же спасались беглецы от лютых опал Ивана Грозного. Основав Гольмгофскую слободу (немцы так и называли её -- Slobodde), они занимались торговлей, лесосплавом, проводом судов через опасные места.
Вторая волна беглецов из Руси появилась здесь в середине XVII века. Это был люд, согнанный с верховьев реки войной. Среди них было много последователей древлеправославной веры. Герцог Яков грамотой от 12 февраля 1670 года жаловал этому поселению статус города и своё имя (по-немецки Jakobstadt — город Якова, нынешний Екабпилс). Интересно, что в отличие от других городов герцогства на Якобштадт было распространено магдебургское городское право. Оно закрепляло свободы горожан, их самоуправление. Подобная льгота говорит о том особом значении, которое герцог придавал этому новому городу.
С течением времени старообрядцы довольно плотно заселили окрестности Динабурга, Люцина, Иллукста. К концу XVII века они составляли уже значительную часть населения Восточной Латвии.
Источник: Занимательная история латвийских русских. – Рига: IK «ZORIKS», 2007.