×
Контекст

«Спитак оказался страшнее Чернобыля!»: воспоминания спасателя о землетрясении в Армении

Источник изображения: Sputnik Армения

Вспоминает спасатель Евгений Буянов: 

Город, черный от наступавшей ночи и катастрофы, пришел к нам вечером 11-го декабря 1988 года. Слишком поздно... 

Удар спитакского землетрясения обрушился на него 7-го декабря в 10.40 (насколько я помню, но не ручаюсь за точность в пределах часа). Из известных мне ленинградских спасотрядов, состоявших из туристов и альпинистов, в Ленинакане наш был первым… 

В отряд попросился и присоединился на время работ студент-лингвист из Прибалтики (насколько я помню, литовец из Каунаса). Он овладел четырьмя языками и хотел попрактиковаться на «спасах» в качестве переводчика. В последующем он показал себя очень хорошо, реально помог в налаживании связи с иностранными спасателями, не уходил от тяжелой работы. И мне по-товарищески оказал помощь в трудный момент физической травмы. Он оказался в отряде одним из наиболее ценных, подготовленных специалистов. Очень ценным для работы человеком оказался политехник Слава Кузнецов: он умел работать на разных строительных машинах, легко манипулировал и краном, и экскаватором. Надо бы любому спасотряду иметь крановщика-экскаваторщика на каждую группу из 8–10 человек. Очень ценным человеком был наш врач, следивший за состоянием здоровья спасателей, оказывавший помощь людям в городе. Без этих парней наша работа была бы заметно менее эффективна... 

Картина разрушенного города впечатляла. Над грудами развалин в свете прожекторов склонились стрелы автокранов.

 В завалах трудились люди в рабочей одежде, они разгребали мусор, закрепляли за тяги кранов (строполили) тяжелые обломки конструкций. Краны поднимали, иногда вырывали эти обломки, и относили их в стороны, складывая на свободные места рядом с завалом или прямо на самосвалы... 

Начали раскоп жилых домов на окраине Ахуряна. Первую погибшую — семнадцатилетнюю девушку — откопали в руинах жилого дома по просьбе ее отца, указавшего примерное место гибели. Сначала появилась кисть руки, потом осторожно освободили полностью из кучи песка и мелких обломков, в которую ее буквально запрессовало. Жаль было и ее, и отца, убитого горем. По словам ребят, эта дочь была третьей (и последней), которую он откопал в руинах... 

Следующей достали девочку-младенца в возрасте 8–9 месяцев. Для этого взобрались по фасаду разрушенного дома, сбросили вниз целый цветной телевизор и несколько деревянных брусьев, обнаружили раздавленную детскую кроватку. 

Удалось подлезть и достать младенца, завернутого в одеяло. Малышка была, как деревянная куколка со стеклянными глазами, маленькая, красивая, мертвая. В ее глазах застыла детская чистота непонимания. 


Подошел пожилой армянин и попросил помочь извлечь из руин свою старушку-мать в доме неподалеку. Договорились с крановщиком, и часа через полтора работы смогли добраться до погибшей. Она лежала в полости между плит. Внешне травма на голове почти не просматривалась, видна была только небольшая струйка крови в седых волосах. Поднесли гроб и уложили... 

Спасенных в городе было очень мало. Во всем городе за день поисков находили 1–2 живых. С каждым днем их становилось все меньше и меньше, а потом спасения прекратились. Уже где-то 18–19 декабря стало ясно, что, видимо, уже никого больше спасти не удастся.

 Люди просто не могли выдержать столько времени в холодных руинах, без воды и пищи. Печально, но факт... Но появлялись в городе и люди, которых считали погибшими. Обычно это были те, кто в момент землетрясения находился в отъезде на непродолжительный срок, и не сообщил об этом близким и соседям. 

Источник: Евгений Буянов. Руинный марш

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
«Здесь ад. Русские не хотят уходить из Москвы. Они начали наступать»: советское контрнаступление глазами немцев
5 декабря 2018
Начало советского контрнаступления под Москвой 5 декабря 1941 г. вызвало у большого числа немецких военнослужащих панические настроения. Хорошо сведущие в истории немцы стали вспоминать о судьбе армии Наполеона.
«На пятом снаряде финны побежали из дота»: как Красная Армия воевала в советско-финскую войну
2 декабря 2018
30 ноября 1939 г. началась советско-финская война, которая продемонстрировала недочеты в подготовке Красной Армии. С другой стороны, эта война как раз и помогла набраться опыта, который потом пригодился советским военным в ходе Великой Отечественной войны.
Как советские спецслужбы взяли одного из главарей «лесных братьев» Адольфаса Раманаускаса
4 декабря 2018
До 1955 года Раманаускас был фактически «невидимкой», органы не могли его выследить и взять. По агентурным данным было ясно, что Раманаускас остается в Литве, но где он залег, в каком глухом бункере прячется? — информации не было.
«Вешали человека за шею, ноги и руки, а потом пускали собак»: Яновский концлагерь в Львове
6 декабря 2018
Чрезвычайная Государственная Комиссия констатировала, что во Львове немцы «не щадили ни мужчин, ни женщин, ни детей. Взрослых они просто убивали, детей отдавали командам гитлеровской молодежи в качестве мишеней при стрельбе».
Новости партнёров