×
Контекст

Львовский погром: украинские националисты заставляли поляков собирать мусор губами

Источник изображения: Аргументы и Факты

Известный российский историк А. Дюков пишет:

Одними из первых националистический террор испытали на себе поляки и евреи Львова. Уже через несколько дней после нападения Германии на СССР украинские националисты попытались устроить во Львове восстание. Они обстреливали проходившие через город части Красной Армии и даже попытались захватить городские тюрьмы и освободить своих арестованных соратников.

Утром 1 июля на стенах домов было расклеено обращение краевого провода ОУН (Б), подготовленное еще до войны руководителем ОУН (Б) на Западной Украине Иваном Климовым (псевдоним «Легенда»).

 «Народ! Знай! Москва, Польша, мадьяры, жидова − это твои враги. Уничтожай их! Знай! Твое руководство − это Провод украинских националистов, это ОУН. Твой вождь − Степан Бандера».

Украинские националисты и военнослужащие айнзатцгруппы начали настоящую охоту на евреев. «Немцы хватали евреев прямо на улицах и в домах и заставляли работать в тюрьмах, − вспоминал раввин Давид Кахане. –

Задача поимки евреев, кроме того, была возложена на только что созданную украинскую полицию…

Каждое утро власти сгоняли около 1000 евреев, которых распределяли по трем тюрьмам. Одним было приказано разбивать бетон и выкапывать тела, а других заводили в небольшие внутренние дворы тюрьмы и там расстреливали. Но и те «счастливчики», которые оставались работать, не всегда возвращались домой».

Издевательства над арестованными порою принимали самый изощренный характер. Согласно показаниям Марии Гольцман, «на третий день после вступления немецких оккупантов в город Львов группа украинских полицейских во главе с немецкими офицерами привели в дом № 8 по улице Арцышевского около 20 граждан Львова, среди которых были и женщины.

 Среди мужчин были польские профессора, юристы и доктора. Немецкие оккупанты заставили приведенных собирать на дворе дома губами мусор (без помощи рук), осыпая их градом ударов палками».

Муж Марии, Бронислав Гольцман, уточнил, что участвовавшие в этих издевательствах полицейские

«имели у себя на рукавах опознавательные знаки сине-желтого цвета, т. е. они были украинцами»,

а пятеро из жертв были в тот же день расстреляны за расположенной неподалеку железнодорожной насыпью.

Действия айнзатцгруппы вызвали протест со стороны абвера. Командир батальона диверсионного полка «Бранденбург» писал в донесении от 1 июля:

«30.06.41 и 1 июля в отношении евреев имели место крупные акции насилия, которые отчасти приняли характер наихудшего погрома. Назначенные полицейские силы оказались не в силах выполнить их задачи. Жестоким и отвратительным поведением в отношении беззащитных людей они подстрекают население. Собственные подразделения, как видно из донесений рот, возмущены актами жестокости и истязаний.

Они считают безусловно необходимым жестокое наказание виновных в резне большевиков, но все же не понимают истязаний и расстрелов схваченных без разбора евреев, в том числе женщин и детей.

 Все это пошатнуло дисциплину украинских рот. Они не делают различия между вермахтом и полицией и, так как они видят в немецком солдате пример, колеблются в своем осуждении немцев вообще. Это те же самые подразделения, которые вчера беспощадно пристреливали еврейских грабителей, но отвергают бес- сердечные истязания».

Источник: Дюков А. Второстепенный враг. ОУН, УПА и решение «еврейского вопроса»: Монография. — М.: REGNUM, 2008. — 152 с.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров