×
Контекст

Антанас Снечкус: коммунист-нелегал

Антанаса Снечкуса привела в Россию Первая мировая война: в 1915 г. вильнюсская гимназия, в которой он учился, была эвакуирована в Воронеж. В Воронеже жили тогда многие беженцы из Литвы, Снечкус сблизился с левыми кругами и в порыве революционного энтузиазма даже пытался в 1918 г. записаться в отряд Красной гвардии. Однако по малолетству ― Антанасу исполнилось только 15 лет — оружия ему не дали, а порекомендовали вернуться на родину, в Литву: мол, там тоже надо бороться за Советскую власть. 

В Воронеже Снечкус познакомился с одним из лидеров компартии Литвы Зигмасом Ангаретисом. «Ангаретис принял Антанаса дружелюбно, долго беседовал с ним, дал ему листовки, научил, как их спрятать, чтобы не нашли при переезде за границу.

 Снечкус обрадовался и последние три рубля, которые остались у него после продажи личных вещей, отдал на партийные дела», — спустя годы напишет об этой встрече жена Снечкуса М. Бордонайте. Знакомство с Ангаретисом потом сыграет свою роль в коминтерновской карьере Снечкуса: Ангаретис занимал пост представителя компартий Литвы при Исполкоме Коминтерна, в 1934 г. Снечкус станет его заместителем, а значит, и вторым человеком в литовской компартии.

Навыки работы в подполье Снечкус приобрел рано: он вступил в компартию в 1920 г., а в 1921 г. был впервые арестован. В том же 1921 г. Снечкус, отпущенный из тюрьмы под надзор полиции, не дожидаясь суда, нелегально был переправлен ЦК подпольной компартии Литвы в Советскую Россию «для поступления в партшколу», как значилось в соответствующем мандате. 

Однако учиться тогда ему так и не пришлось. «Какая теперь может быть учеба, когда нам нужны люди», — заявил Снечкусу один из руководителей компартии Литвы в Коминтерне Винцас Капсукас, и тот отправился в Смоленск, работать в издательстве Заграничного бюро литовской компартии (в Смоленске издавалась тогда почти вся коммунистическая литература на литовском языке).

После того как в 1926 г. в Литве произошел государственный переворот, Снечкус уехал на нелегальную работу в Каунас. Там он был избран секретарем ЦК компартии Литвы. Снечкусу тогда едва исполнилось 24 года. «По-моему мнению, меня нельзя выдвигать на это место, куда я назначен, — писал он в Представительство Компартии Литвы при ИККИ. — Правда, это назначение не означает «единоначалия» в главных вопросах. Мы уже твердо договорились, что работать надо коллективно, но и при таких условиях меня слишком рано выдвинули».

Молодой секретарь отвечал в литовском ЦК за агитацию и пропаганду, однако в отсутствии сколько-нибудь приличного «аппарата» всю работу в основном делал сам: писал, редактировал, ездил по стране. В 1930 г. Снечкуса арестовали, в 1933 выслали в Москву в порядке обмена полит-заключенными. 

В Москве при Исполкоме Коминтерна он не просидел и трех лет: снова уехал в Каунас, уже будучи членом Политбюро литовской компартии. Арестовали Снечкуса в 1939 г., суд приговорил его к 8 годам тюремного заключения. Приговор был вынесен 1 июня 1940 г., а через две недели в Каунас вошли советские войска.

 

Источник: Зубкова Е. Прибалтика и Кремль - М: РОССПЭН, 2008. - 351с.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров