×
Контекст

Латгальские амазонки

Смешанные княжеские дружины, где плечом к плечу стояли венд, полочанин, новгородец, лив... Но были ли среди этих воинов витязи знаменитые, память о которых дошла до нас сквозь мглу веков? Ответ на этот немудрящий вопрос таится в сокровищнице народных преданий. И узнаем мы вещь удивительную! 

Оказывается, в древнерусских былинах наряду с циклами о Святогоре, Илье Муромце или Добрыне Никитиче есть целый цикл сказаний о богатырше, что родом была из прибалтийских мест. Само прозвание этой отчаянной воительницы прославляет имя её отважного племени: летты, лотыголы, латгалы.

По преданию эта красавица вызвала на бой самого Илью Муромца, и одолел он её лишь на третий день борьбы. Признаем, не самое славное достижение Ильи, который бывало с целым полчищем кочевников разделывался гораздо быстрее. Но, победив в поединке честном, пал Муромец жертвой чар прекрасной латгалки, безропотно покорившись вековечной мужской участи… И через положенный срок родила Латыгорка ему дочь. Правда, возникает легкомысленное предположение: а вдруг инициативная Латыгорка и на поединок-то его вызвала просто потому, что искала повод для знакомства с прославленным витязем? Если так, то воистину неисповедимо женское коварство. Кстати, Илье не пришлось краснеть за происхождение своего ребенка: богатырша оказалась княгиней, правительницей небольшого владения в Балтии.

Вызывает восхищение богатырская сила и бойцовские качества Латыгорки. Напомним, что Илья Муромец играючи скрутил Соловья-разбойника, без проблем мог в одиночку уничтожить целую рать кочевников и лишь прибалтийская дама оказалась для него достойным противником. 

Не потому ли это происходило, что воины из Балтии служили и в русских дружинах, а о товарищах по оружию положено отзываться с уважением?

Скандинавские валькирии пользовались особым почётом среди воинов. Можно только предполагать, какой мистический ореол мог окружать легендарную латгальскую воительницу в те времена. С кем только ни приходилось воевать киевским дружинникам, даже с трехглавым змеем по имени Горыныч. А вот с богатыршей впервые столкнулись в Балтии. А может, не случаен цикл легенд о Латыгорке, и посмеем мы высказать смелое предположение: а вдруг более тысячи лет назад существовали латгальские амазонки? Ответ, возможно, скрывают древние могильные курганы, где спят до поры прекрасные балтийские воительницы.

 

Источник: Занимательная история латвийских русских — Рига: ZORIKS, 2007

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров