Степан Бандера родом из небольшого села Старый Угринов в Восточной Галиции, которая на момент его рождения была частью Австро-Венгрии, населённой в те годы помимо украинцев поляками и евреями. Поляки в основном жили в городах, были более образованы и смотрели на украинцев свысока. Когда Галиция вошла в состав возрождённой Польши, положение украинцев лишь ухудшилось. Если до Первой мировой войны местные украинцы (а точнее русины, как они себя называли) надеялись на помощь России и возможность вхождения в состав империи, то в вопросе отношения к Советской Украине подход был очень разным. Какие-то националисты считали УССР воплощением украинской национальной мечты (например, Грушевский, вернувшийся из эмиграции), кто-то относился к УССР нейтрально или негативно. Удивительно, но Галиция, похоже, никогда толком не понимала, да и не хотела понимать Киев и уж тем более Харьков и Донецк.
В одном галичане были единодушны — в ненависти к польским оккупантам.
Бандера с самого рождения был фанатиком. Его отец был активным политическим деятелем периода краткой войны Западной Украинской Народной республики с Польшей (которую не поддержали украинцы на востоке), являясь при этом греко-католическим священником. Интересно, а задумывался ли в своей жизни Андрей Бандера, что, борясь с поляками, он исповедовал навязанную его предкам теми же самыми поляками унию, делавшую папу Римского «начальником» галицкого православного населения? Степан при этом готовил с детства себя к борьбе: учился терпеть боль, загоняя иголки под ногти, вешал над кроватью колбасу, голодая по несколько дней…
Автор известной на Украине книги «Степан Бандера: человек и миф» (к сожалению, на русский до сих пор не переведена) Галина Гордасевич описывала, как юный националист демонстративно душил котов при сверстниках. Автор ему явно симпатизирует и оправдывает Бандеру, который делал это якобы не из-за садизма, а из-за желания «проверить себя».
Кстати, в этом эпизоде тоже очень интересна роль советского агитпропа. На самом деле источником мифа о Бандере — душителе котов является советский журналист Владимир Беляев, который это записал в послевоенные годы якобы со слов односельчан Степана. О том, что историю о котах впервые рассказал советский пропагандист, забылось настолько, что многие националисты предпочли на всякий случай оправдать своего патрона в том, чего он, возможно, и не делал.
Почему мы говорим о котах, если Бандера — страшный нацист и убийца? Да дело в том, что Степан Андреевич лично в жизни не убил ни одного человека, только животных.
Он был 1,57 м ростом (особенно видно это на общих фотографиях, где он кажется ребёнком рядом со взрослыми), довольно слабым и болезненным. Бандера никогда не прятался в схронах и не бегал по лесу с автоматом. Он вообще всю войну провёл за пределами Украины.
Источник: оригинальная статья
Обсуждение ()