Приглашение украинских властей бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили к себе на службу демонстрирует неспособность Киева взрастить собственных талантливых и эффективных государственных управленцев. На самом деле ни один из международных менеджеров не получил политического капитала на своей новой родине, пишет эксперт Макс Фрас в колонке для британского аналитического центра Chatham House.
В мае бывший грузинский президент, разыскиваемый у себя на родине за уголовные преступления, получил приглашение возглавить Национальный совет реформ Украины. Первоначально украинский президент Владимир Зеленский был готов предложить ему пост в правительстве, однако протесты вокруг кадрового назначения помешали этому.
Всего пять лет назад Саакашвили было предоставлено украинское гражданство и должность главы администрации Одесской области, но в 2017 году его деятельность завершилась скандальной размолвкой с тогдашним главой государства Петром Порошенко и изгнанием из страны. Таким образом, нынешнее назначение знаменует второе пришествие Саакашвили в политическую жизнь Украины, пишет автор материала.
«Саакашвили — это модель эфемерного международного политического деятеля, который воплощает в себе восхищение иностранным опытом, который сохраняется как на Украине, так и во всей Восточной Европе. В некоторых странах власти стремятся к проведению реформ, и электорат благосклонно относится к поискам подходящих кандидатур за границей, способных обеспечить немедленное решение накопившихся проблем», — отмечается в статье Chatham House.
Автор напоминает, что после Евромайдана 2014 года Украина предпочла массовый импорт иностранцев на должности в политике. Так, с 2014 по 2016 год в Кабинете министров находились выходцы из Грузии, Литвы и США, незамедлительно получившие после назначения украинское гражданство.
Однако карьера этих международных политиков лишь показала слабость государственного механизма и «ложное очарование аполитичной технократией». С одной стороны, пишет автор, в эпоху «усталости от демократии» аура аполитичных западных назначенцев является востребованным у электората качеством. Вера в то, что иностранный опыт является положительным, всё еще актуальна в странах Восточной Европы, поскольку иностранцы знают, как «осушить болото» местной коррупции.
С другой стороны, ни один из международных управленцев так и не заработал политического капитала на своей новой родине. Тот же Саакашвили создал на Украине политическую партию, которая не получила никакого развития, а сам он на последних выборах поддержал пропрезидентскую партию «Слуга народа».
Увлечение приглашением к себе на службу иностранных политиков вряд ли пойдет на пользу Украине, отмечает эксперт, поскольку означает отсутствие собственной партийной базы подходящих управленцев. Таким образом, зарубежные специалисты вольно или невольно выполняют функцию буфера между властью и избирателями на фоне отсутствия успехов в экономическом развитии и борьбе с коррупцией.