×
Подкасты

Важна ли для нас сегодня Великая Победа? | Глобальный вопрос | RuBaltic.Ru RADIO | Выпуск #14

Информационный портал RuBaltic.Ru и радио «Балтик Плюс»

Ведущие: политолог Александр Носович и культуролог Анастасия Лобская

Александр Носович: Добрый день, дорогие друзья, в эфире программа «Глобальный вопрос», и мы, ее постоянные ведущие: культуролог Анастасия Лобская...

Анастасия Лобская: ...И политолог Александр Носович.

А.Н.: Вы можете не только слушать нашу программу в прямом эфире радио «Балтик Плюс», но и смотреть на странице радиостанции в YouTube, читать на следующий день расшифровку на сайт RuBaltic.Ru и оставлять свои комментарии в социальных сетях. Самые интересные, яркие, необыкновенные из них мы обязуемся озвучить в прямом эфире с указанием авторства.

А.Л.: Но пока, к сожалению, у нас их было не так много.

А.Н.: Но все еще впереди.

А.Л.: Мы продолжаем ждать, да.

А.Н.: Продолжаем ждать адекватной — это самое главное — реакции на нашу программу. Для начала хотим всех вас поздравить с тем, что количество заболевших коронавирусом в Калининградской области потихоньку идет на спад.

А.Л.: Тьфу-тьфу-тьфу.

А.Н.: Да, постучим по дереву. Уменьшается количество заболевших в Европе. Европейские страны уже начинают открывать границы, и нужно сказать, что мы видим свет в конце туннеля. И праздновать наш главный национальный праздник 9 мая будем уже с ощущением легкости на душе.

А.Л.: Надо заметить, что пока эти позитивные тенденции все-таки в Калининграде, а о России в целом так, к сожалению, сказать нельзя. У нас все-таки сегодня десять с половиной тысяч новых заболевших.

А.Н.: Но зато у нас очень низкая смертность.

По соотношению заболевших и умерших мы занимаем самые приемлемые позиции в мире и в Европе в частности. Я думаю, что мы можем гордиться своим весьма низким рейтингом смертности.

А.Л.: Я тоже думаю, что это действительно повод гордиться. Будем надеяться, что все не изменится в худшую сторону. Вот за это прямо держим кулачки.

А.Н.: Да, будем надеяться, что нашей победой над коронавирусом мы спустя несколько лет станем гордиться так же, как победой наших предков над нацизмом во Второй мировой войне.

А.Л.: Вот, кстати: коронавирус все-таки влияет на празднование Дня Победы. Да и пару выпусков назад мы тоже затрагивали тему 9 мая, и я предсказала, что акция «Бессмертный полк» пройдет онлайн. В общем-то, тогда еще решение принято не было, но сейчас мы видим, что я действительно оказалась права.

Акция пройдет онлайн. Каждый может загрузить фотографию своего ветерана и отправить ее на просторы всей России.

Кстати, в этом смысле, может быть, это даже и хорошо, поскольку охват будет гораздо больше. То есть из локальной, проходящей в своем городе эта акция станет национальной и даже международной. Поскольку интернет границ не знает, как известно.

А.Н.: Я, со своей стороны, скажу, что сбывшийся прогноз — это знак качества аналитической программы. Слушайте нас, дорогие радиослушатели, и будете знать заранее, что будет происходить в мире.

А.Л.: Александр, когда мы с вами говорили о 9 мая, вы заронили мысль о том, что этот праздник — народный. И знаете, эту вашу мысль я думала после этого и решила, что, может быть, он даже не столько народный, сколько, действительно, семейный. Поскольку, например, в моей семье, пока были живы бабушка с дедушкой, это был тот день, когда все поколения могли объединиться под крышей дома именно старших. Это был именно день уважения к старшему поколению. Но, к большому сожалению, уже два года как ни бабушки, ни дедушки нет, и я боюсь, что традиция эта, скорее всего, будет утеряна.

А.Н.: Да, безусловно. В нашей семье тоже 9 мая — это всегда был праздник бабушки-блокадницы и дедушки — ветерана Великой Отечественной войны. И это касается не только семьи, потому что на работе у родителей этот день всегда был праздником ветеранов, сослуживцев ветеранов.

Живых всегда поздравляли, на могилы умерших возлагали цветы. Так что в этом отношении День Победы, на мой взгляд, в России эволюционирует в некий аналог Дня мертвых в Мексике.

Вы знаете, это их главный национальный праздник, когда они каждый год вспоминают тех, кого с ними больше нет, и отдают дань их памяти.

А.Л.: Но в Мексике это очень позитивно заряженный праздник. Он весь такой яркий, красивый. Он не про горе, не про скорбь.

А.Н.: Ну, так и у нас тоже. У нас же День Победы — очень радостный и светлый праздник. Он также не про примирение и согласие, как в Европе 8 мая.

Он про победу, победу жизни над смертью, добра над злом, Советского Союза над нацизмом.

за это, кстати, его на Западе многие не любят. Именно 9 мая. Потому что для них 8 мая принято вспоминать все то горе, которое прошли их народы во время войны, говорить о примирении, о согласии, об уроках над ошибками.

И то, что мы, в свою очередь, празднуем этот день 9 мая, относимся к нему, как к очень жизнеутверждающему и светлому празднику, многих там раздражает.

А.Л.: Мне кажется, что европейская риторика, в общем-то, оправданна. Мы видим такое перерождение 9 мая даже в некую агрессивную повестку. Ну, вы помните, это известное «Можем повторить!», исходившее от людей, которые ведь не сталкивались никогда с войной, и вряд ли они действительно понимали, на что подписываются.

А.Н.: Безусловно, у нас есть политизированная аудитория, которая воспринимает День Победы и вообще Вторую мировую войну в контексте наших нынешних отношений с западным миром. У них своя логика, и она частично, на мой взгляд, оправданна, потому что на Западе память о той войне и той победе упорно стараются деформировать в российском массовом сознании.

Но в тоже время вы говорите, что у европейцев есть своя правда. Я скажу, что у нас тем более есть своя правда, потому что мы, россияне, все народы Советского Союза, — это люди, которых нацистская Германия хотела ликвидировать или превратить в рабов.

То есть для нас то, что этот праздник — именно праздник, яркий и светлый, объясняется тем, что это победа жизни над смертью. В прямом смысле слова.

А.Л.: Мы здесь, в Калининграде, не можем забыть никогда про этот день, про этот праздник, поскольку тем, что мы здесь живем, мы ему и обязаны.

Помнится, была такая страшилка в девяностые годы, что нас всех отдадут обратно Германии.

А.Н.: Да, помню. На полном серьезе этим пугали, хотя Германия никогда своих прав на бывшую территорию Кёнигсберга не предъявляла и не предъявляет. Я профессионально мониторю эту информацию о том, как на Западе подходят к юрисдикции бывшего города Кёнигсберга, его принадлежности к Российской Федерации.

И я вам скажу, что в Германии не фиксируется никаких призывов к возвращению Калининграда или пересмотру территориального статуса Калининграда не то что со стороны официальных лиц — там это вообще на сегодняшний день невозможно, — но и со стороны каких-нибудь там маргиналов, городских сумасшедших.

Если очень покопаться, то я не исключаю, что такие психи найдутся, потому что Германия — страна большая, в ней 80 миллионов человек. Но, во всяком случае, государственной политики в этом отношении я не вижу. Я не вижу ее также в Польше.

Единственная страна, где я вижу подобные попытки поставить под вопрос территориальную принадлежность Калининградской области, — это Литовская Республика, наша восточная соседка. Потому что там, действительно, за последние годы было несколько заявлений со стороны именно официальных лиц, депутатов Сейма о том, что Калининградская область принадлежит России незаконно и ее статус должен быть пересмотрен. Она должна быть возвращена Европе, как они выражаются.

А.Л.: На каком основании?

А.Н.: О, это совершенно фантастическая история. Вот за все изучение исторических мифов я, честно говоря, не сталкивался с большим бредом сивой кобылы, чем то, что стараются проталкивать провластные литовские лидеры мнений. Потому что в Литве есть очень серьезная группа товарищей, поддерживаемая государством, представители которой периодически заявляют, что Калининградская область была отдана в состав Советского Союза на 50 лет решением Потсдамской конференции.

А.Л.: Подожди, Потсдамская конференция же запротоколирована практически от первого до последнего слова, прозвучавшего на ней.

А.Н.: Безусловно, запротоколирована, подписана лидерами стран антигитлеровской коалиции в нескольких экземплярах на нескольких языках, включая русский. Потому что Советский Союз был одним из победителей Второй мировой и одной из стран антигитлеровской коалиции, которые скрепляли порядок послевоенных границ в Европе.

То есть достаточно открыть интернет и немножко погуглить, чтобы стало понятно: то, что говорят в Литве на уровне депутатов парламента — чистой воды фейк. И тем интереснее то, что это говорится совершенно серьезно и люди не боятся ответственности за такие слова.

А.Л.: Тут хочется отметить, что Литва, в общем-то, тоже относится к тем странам, которые получили часть территории, в частности, город Клайпеду, бывший Мемель.

А.Н.: Правильно, на той же странице, где говорится про Кёнигсберг. Потому что они отдавались в состав Советского Союза одним и тем же решением. Это уже потом Москва своей волей как свое внутреннее дело решала вопрос, какая территория войдет в состав Литовской ССР, какая в состав РСФСР. Вот так, собственно, появилась Калининградская область, так появился Клайпедский край, бывший Мемельский край.

Но если тут продолжать логику литовских властей, то если Калининградская область отходит от состава России куда-то в состав Германии, соответственно, с 1995 года и Клайпеду с окрестностями Литва тоже должна была отдать в состав Германии.

А.Л.: Но это очень странно звучит.

Но если вы сами говорите, что это сознательное дезинформация, то насколько это действительно опасно? Может быть, это все так — мало ли кто что говорит, это же на заборе, как говорится, написано.

А.Н.: Ну, прежде всего, то, что пишут на заборе депутаты Сейма — это уже официальная точка зрения. И на нее должна быть реакция.

А.Л.: Но она противоречит здравому смыслу.

А.Н.: Не отрицаю, противоречит. Но ведь очень любимый мной фильм Тарантино «Бесславные ублюдки» тоже противоречит исторической правде.

А.Л.: Но очевидно же, что это шутка.

А.Н.: Для нас с вами очевидно, мы люди умные, образованные, как и наши слушатели. А вот на Западе из этого фильма вполне реально могут сделать вывод, что Гитлера убили американцы во французском кинотеатре. К сожалению, социология здесь не на нашей стороне. Западная социология, я имею в виду.

Вот у меня перед глазами результаты опроса жителей Великобритании, Франции и ФРГ об итогах Второй мировой войны. Согласно этим опросам, 43% жителей стран Западной Европы считают, что во Второй мировой победили Соединенные Штаты Америки. 20% считают, что победила Великобритания. И только 13% опрошенных сочли, что решающий вклад в победу над нацизмом внес Советский Союз.

А.Л.: Вот вы сейчас говорите, а я вспоминаю: был такой сатирик — Михаил Задорнов.

А.Н.: Ну, кто же его не помнит.

А.Л.: Вот у него еще в девяностые годы была такая шутка про русского мужа, который развелся с американской женой. Когда его спросили, почему, он ответил, что она не разделяла его мнения о роли Советского Союза в победе над фашистской Германией.

А.Н.: Ну, как говорил тот же Задорнов про американцев: «ну, тупые».

Другое дело, что тут я все-таки встану на защиту американцев и скажу, что они не сами по себе тупые, а их неграмотность в вопросах истории XX века — это результат сознательной политики дебилизации населения, искажения исторической правды в политических целях тех государств, которые этим занимаются.

А.Л.: Почему сразу искажение? У нас ведь тоже принято считать, что мы победили в войне. Это немножко симметрично, и это нормально. Абсолютно нормально для каждой нации подчеркивать свою собственную роль. Если бы мы этого не делали, это было бы странно.

А.Н.: Мы же, для начала, в самом деле победили в этой войне.

А.Л.: Но мы ведь победили не одни, мы победили в составе антигитлеровской коалиции.

А.Н.: Этот факт мы тоже не отрицаем. Мы же не отрицаем, что нам действительно оказывалась помощь по ленд-лизу, мы не отрицаем, что была высадка в Нормандии, мы не отрицаем, что была операция в Северной Африке.

А.Л.: Встреча на Эльбе. Мы обсуждали это в прошлый раз.

А.Н.: Встреча на Эльбе была, Пёрл-Харбор был. Много всего было. Было боевое братство с Соединенными Штатами и англичанами. Был Черчилль, наш союзник, и Рузвельт, тоже наш союзник.

Все это было, но мы не занимаемся тем, чем занимаются наши бывшие западные союзники, которые пытаются сказать, что Советский Союз не только не внес решающего вклада в победу, но и вообще развязал Вторую мировую войну.

То, что мы уже много раз здесь обсуждали — Пакт Молотова — Риббентропа — и тому подобные вещи. На Западе подобная мифология усиленно вбрасывается в массовое сознание.

К сожалению, больнее всего это воспринимается не властями России, а теми немногочисленными ветеранами Великой Отечественной войны, которые все еще с нами. Для них это очень больно. Здесь я приведу личный пример. В прошлом месяце мы записывали большое видеоинтервью с нашим земляком-калининградцем, ветераном Великой Отечественной войны Борисом Дмитриевичем Глыбиным. Ему 97 лет, он воевал на Северном флоте, очень долгое время восстанавливал Калининградскую область и служил здесь в Министерстве внутренних дел, внес большой вклад в борьбу с бандитизмом в послевоенный период.

А.Л.: Потрясающий человек.

А.Н.: Очень удивительный. И большое наше счастье, всех калининградцев, что он еще с нами и может поделиться своими рассказами о том времени. Я очень рекомендую всем слушателям зайти на сайт RuBaltic.Ru и посмотреть это видеоинтервью, почитать расшифровку. И специально для этой программы: когда я думал, кого мы будем приглашать в качестве эксперта по телефону, то решил, что лучшей кандидатуры, чем Борис Дмитриевич, не найти.

Сегодня у нас в качестве комментария будет отрывок из того самого интервью, который не только мы сможем послушать, но и смогут увидеть те, кто смотрит нас в YouTube. В этом интервью он отвечает на вопрос, как лично он и другие его друзья, ветераны Великой Отечественной, относятся к той точке зрения, что Советский Союз не внес решающего вклада в победу над нацизмом и даже был соучастником Гитлера, как сейчас пытаются представлять на Западе.

Борис Глыбин: Очень много сейчас болтовни всякой идет. Выдумали (до чего дошло!), что американцы победили в войне. Это ж безобразие высшей марки. Потому что американцев погибло 430 [тысяч] человек, англичан погибло что-то около 350 [тысяч] человек. Всего. А у нас погибло, сейчас считают, 27 миллионов, а военных людей — 9 миллионов. Это ж потери какие...

Поэтому надо смотреть правде в глаза и знать, как на самом деле все в истории случилось. Ребята, помните об этой страшной войне, помните. Надо делать все, чтобы этого безобразия не повторилось.

А.Н.: Очень проникновенный, эмоциональный разговор у нас тогда вышел с Борисом Дмитриевичем. Я опять рекомендую его всем послушать. Единственное, что я тут добавлю, что все-таки 430 и 350 тысяч человек погибло в Соединенных Штатах во время войны, а не 430 человек. Во всем остальном я подписываюсь под каждым словом.

А.Л.: Абсолютно. Особенно под финальными словами о том, что мы должны делать все, чтобы этого никогда больше не повторилось. В этом ведь и смысл Дня Победы как дня памяти.

А.Н.: Да. И это будет в интересах всех нас, не только россиян, но и наших соседей. В том числе и Литовской Республики, которая пытается оспорить территориальную принадлежность Калининградской области.

А.Л.: Имея город Клайпеда.

А.Н.: И не только Клайпеду. Есть еще город Вильнюс с прилегающими окрестностями, который отошел в состав Литвы по соглашению литовского диктатора Сметоны и Сталина в 1939 году.

Если пересматривать результаты войны и послевоенные границы, то не только Клайпеду нужно будет отдать Германии, но и Вильнюс нужно будет отдать Польше. Вообще, этот исторический постмодернизм, игры в Тарантино, как я это называю, — это такой ящик Пандоры, который не дай бог кому-то открыть: мало не покажется.

А.Л.: Александр, насколько я помню, бомба была заложена, когда Германия аннексировала Судеты. То есть с попытки передела территории война и началась.

А.Н.: Безусловно. Передел границ — это был повод к войне, предлог для войны, одна из причин войны. Потому что после Первой мировой войны весь этот интербеллум, межвоенный период, сводился к спору о границах.

Практически у всех стран Центральной и Восточной Европы были территориальные претензии друг к другу.

Если сегодня мы начнем оспаривать результаты той войны и задаваться вопросом о правомерности нынешней пограничной линии, то все эти болячки, которые более-менее были вылечены в 1945 году, вылезут вновь. Тогда не останется ни одной страны, которая не будет вести территориального конфликта с соседом.

А.Л.: Получится эффект карточного домика.

А.Н.: Эффект карточного домика, да. Потому что тогда возникнут вопросы не только с Россией по Калининградской области, но и с Польшей по ее западным и северным воеводствам, бывшим немецким землям, с Чехией по тешинской Силезии, с Украиной по Львову и Галичине, с Белоруссией по ее западным областям.

То есть это реально ящик Пандоры, пролог к Третьей мировой войне. Я думаю, что даже те провокаторы в соседних с нами государствах, которые занимаются вбрасыванием подобных идей, в этом не заинтересованы. Просто они сами не ведают, что творят.

А.Л.: Я очень хочу на это надеяться. К сожалению, у нас заканчивается время нашей сегодняшней программы.

А.Н.: Спасибо, что были с нами сегодня. Желаем вам светлого и радостного Дня Победы, праздника со слезами на глазах. С праздником вас, дорогие радиослушатели! Оставайтесь с нами, слушайте программу «Глобальный вопрос» на радио «Балтик Плюс», смотрите в YouTube, читайте RuBaltic.Ru, оставляйте свои комментарии.

А.Л.: До встречи на следующей неделе!

А.Н.: Следующий эфир нашей программы состоится 12 мая в 16.30, как обычно. До следующей встречи! До свидания!

А.Л.: До свидания!

Читайте также
«Бессмертный полк» Риги: русские Латвии вспомнят своих героев без шествия
7 мая 2020
Интервью с инициатором проведения «Бессмертного полка» в Риге Маргаритой Драгиле.
«Сегодня Украина так воюет с агрессором»: Институт нацпамяти выпустил ролик ко Дню Победы
7 мая 2020
Украинский Институт национальной памяти (УИНП) выпустил видеоролик ко Дню Победы, в котором сравнил подвиг советского народа в борьбе с нацизмом с тем, как сегодня Украина сражается с «российской агрессией».
Лидеры стран Балтии обвинили Россию в фальсификации истории Второй мировой войны
7 мая 2020
Президенты Литвы, Латвии и Эстонии Гитанас Науседа, Эгилс Левитс и Керсти Кальюлайд приняли совместное заявление по случаю 75-й годовщины окончания Второй мировой войны в Европе. В документе они обвинили Россию в стремлении фальсифицировать историю.
В Латвии обнаружили массовое захоронение советских солдат (видео)
7 мая 2020
В латвийском городе Резекне во время проведения строительных работ по реконструкции сквера было обнаружено массовое захоронение пленных советских солдат. По мнению поисковиков, погибшие умерли от болезней и тяжелых условий содержания в концлагере.
Новости партнёров