Дайджест

Как государство поддерживает экономическое развитие отдельных регионов

 

В последнее время многие страны столкнулись с экономическими проблемами, вызванными как внутренними факторами, так и внешними вызовами, включая мировую пандемию. Целые секторы экономики оказались на грани выживания, что не могло не отразиться на жизни отдельных регионов, и Россия не стала исключением.

Согласно отчетам аналитиков, в 2020 году падение уровня реального дохода населения России составило 4%, а уровень бедности вырос до 13,5% во втором квартале 2020 года по сравнению с 12,7% за аналогичный период 2019 года. При этом, некоторые регионы России почувствовали экономический спад намного острее, чем другие. В то же время, в ряде областей экономическая ситуация оказалась намного оптимистичнее благодаря продуманным действиям со стороны российского правительства.

Игорный бизнес как новый источник поступлений в государственный бюджет

До 2006 года игорный бизнес в Российской Федерации регулировался на федеральном уровне Налоговым кодексом и законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также на местном уровне с помощью различных законодательных актов, например, касательно правил размещения игорных заведений. Благодаря законодательному регулированию игорной сферы, у россиян появилась возможность играть в лучших онлайн-казино, как, например, онлайн-казино Parimatch, которое уже более двадцати лет успешно работает на территории России и стран ближнего зарубежья.

Изменения в российском игорном законодательстве появились в 2009 году. В это время были созданы пять игорных зон в разных регионах страны, где могли размещаться наземные казино и прочие места для азартных игр. 

В перечне специально организованных игорных зон оказались такие:

  • Республика Крым;
  • Алтайский край (игорная зона «Сибирская монета»);
  • Краснодарский край (игорная зона «Азов-Сити»);
  • Приморский край (игорная зона «Приморье»); и
  • Калининградская область (игорная зона «Янтарная»).

При этом, сами игорные зоны расположились на некотором удалении от крупных городов. Например, игорная зона в Алтайском крае расположилась недалеко от курорта Белокуриха, но в более чем в 200 км от Барнаула.

Начиная с 2010 года в вышеупомянутых игорных зонах стали открываться первые казино. Так, в зоне «Азов-Сити» первое казино появилось в 2010 году, а в зоне «Сибирская монета» первое игорное заведение открыло свои двери только в конце 2014 года. В Калининградской области строительство игорных заведений затянулось еще больше – здесь первое казино появилось только в 2016 году.

После появления специальных игорных зон и открытия первых казино увеличились налоговые поступления в регионы, где были созданы подобного рода заведения. Игорный бизнес предполагает не только наличие лицензии, но и достаточно высокие налоги. При этом, налоги и сборы платят как сами игорные заведения, так и счастливчики, которым удалось сорвать джек-пот и выиграть крупную сумму в казино. В свою очередь, налоговые поступления от азартных игр стали важным и достаточно крупным источником дохода для регионов.

При планировании размещения игорных зон учитывалось множество факторов, среди которых не последнюю роль играл уровень экономического развития региона. Как можно заметить, все российские игорные зоны расположены в местах, где требуется дополнительная финансовая поддержка региона и его жителей. Соответственно, поступления в виде налогов от игорной деятельности способствуют экономическому развитию региона и росту благосостояния его граждан.

Инвестиционные проекты для Кемеровской области

Еще один пример успешной государственной политики в условиях экономического спада – это стратегия развития угольных регионов. В частности, правительство России разработало и утвердило план развития угольных регионов в 2021-2026 гг., который включает в себя ряд инвестиционных проектов. Эти проекты направлены на привлечение бюджетных и внебюджетных инвестиций, а также на создание новых рабочих мест в других секторах экономики в регионе.

Основная цель вышеупомянутой политики – снизить уровень зависимости угольных регионов и, в частности, Кемеровской области, от объемов добычи угля. Это связано как с национальным экономическим спадом, так и с мировой тенденцией последних лет в сфере так называемой «декарбонизации», то есть сокращения объемов добычи природных ресурсов и поиска альтернативных и восполняемых ресурсов.

Для Кемеровской области это уже второй государственный документ за последнее время, направленный на экономическое развитие региона. Ранее правительство утвердило программу социально-экономического развития области до 2024 года, которая предусматривает выделение бюджетных средств и создание рабочих мест в регионе.

Многие страны постоянно сталкиваются с тем, что одни регионы развиваются быстрее, чем другие. Это зависит от многих условий, включая географическое положение, наличие природных ресурсов, развитие инфраструктуры и многое другое. Чтобы обеспечить своим гражданам равные условия и высокое качества жизни, страны на уровне центральной политики разрабатывают механизмы поддержки отстающих регионов.

Очень часто регионы, которые не могут похвастаться большими достижениями или ценными ресурсами, становятся игорными зонами. В качестве наиболее известного примера можно привести пустыню Невада в США и всемирно известный Лас-Вегас – центр мирового игорного бизнеса. По схожему пути пошли и другие страны, включая Россию, которая определила пять специальных игорных зон на своей территории. Помимо этого, в 2020 году российское правительство утвердило программы социально-экономического развития для десяти регионов, которые были разработаны с использованием методологии Минэкономразвития и при поддержке органов власти на федеральном и региональном уровне.