Дайджест

«Паркет»: драма неутолённых желаний

 

Фильм 72-летнего Александра Миндадзе «Паркет» — его первая режиссерская работа за последние пять лет. Прославившийся своим тандемом с Вадимом Абдрашитовым, драматург не прогадал, когда принял решение пойти в одиночное плавание и снимать самостоятельно. 

Как и предыдущие картины Миндадзе, отзывы фильм «Паркет» получил положительные, в частности, вновь, за талантливо и оригинально прописанные диалоги своих героев. Погружая зрителя с их помощью в уходящую эпоху, режиссёр словно приоткрывает завесу в собственную жизнь и максимально сокращает дистанцию между историей и зрителем. Смотреть фильм «Паркет» (16+) можно в онлайн-кинотеатре Окко, при оформлении подписки первые 7 дней бесплатно (ознакомьтесь с условиями акции).

По сюжету, привлекающий внимание своей яркой внешностью мужчина по имени Какаду, которого сыграл поляк Анджей Хыра, попадает в гостиницу, где ему возможно предстоит станцевать свой последний танец. Он неистово высматривает кого-то в толпе, но, когда находит, оказывается не в состоянии сразу узнать её. Вскоре Какаду понимает, что спустя двадцать пять лет ничего не изменилось, и на паркете их по-прежнему будет трое — он, его жена и его любовница.

Других героев, кроме этих трёх, в кадре почти не найти, также минимально количество событий — Элизабет, Валенсия и Какаду встретились не для того, чтобы доказать друг другу как далеки они стали за прошедшие годы, а для того, чтобы погрузиться в бездонный омут памяти, хранящий их лучшие воспоминания о давно потерянной юности. Как и в предыдущем фильме Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» (2015), вместо панорам зрителю суждено разглядывать человеческие морщины, изучать мимику и то, как блестят волосы героев в свете желтоватых ламп. Румынский оператор Олег Муту, ранее уже работавший с Миндадзе, вновь мастерски создает на экране ощущение замкнутого пространства, из которого словно невозможно выбраться самостоятельно.


Агата Кулеша, исполнившая роль Элизабет, актриса польских кровей. Её героиня — личность импульсивная, яркая, способная выражать свои эмоции как языком жестов, так и с помощью броских фраз. Евгения Додина, известная многим по роли матери Вилланель в сериале «Убивая Еву», в «Паркете» стала практически хладнокровной Валенсией, готовой к принятию взвешенных и серьёзных решений. Со стороны может показаться, что герои настолько разные, что образуют единое и гармоничное целое, однако, если присмотреться внимательнее, то станет ясно, что это не так.


Премьера трёх предыдущих работ Александра Миндадзе состоялась на престижных фестивалях мирового масштаба. Дебютная картина «Отрыв» (2007) уехала в Венецию, а «В субботу» (2010) и «Милых Ханс, дорогой Пётр» (2015) попали в программу Берлинского кинофестиваля. «Паркет» же оказался в основной конкурсной программе кинофестиваля «Тёмные ночи» в Таллине, но подобное смещение площадок вовсе не говорит об уменьшении масштабов — скорее указывает на необходимость сменить приоритеты и признать, что даже в камерности возможно отыскать нотки вечной темы режиссёра — ощущения неотвратимой катастрофы.


Александр Миндадзе часто, если не всегда, обращался к теме предчувствия чего-то ужасного, будь то трагедия в Чернобыле («В субботу») или Россия накануне войны («Милый Ханс, дорогой Петр»). В этих историях режиссёра волновали, как правило, не внешние проявления, а внутренние – человеческие. Миндадзе познает людей через их поступки, однако за каждым принятым решением скрываются свои мотивы, которые тесно связаны с различными судьбоносными встречами, упущенными моментами и неотвеченными звонками.

В «Паркете» катастрофой оказывается предощущение смерти. Несмотря на то, что герои изо всех сил пытаются зацепиться за воспоминания, дарующие им молодость и надежду начать всё сначала, им едва ли удастся обмануть время. Но пока оно есть, надо продолжать танцевать.