×
Дайджест

Почему россияне верят в реинкарнацию

64% россиян верит в реинкарнацию, а вера в переселение душ дарит людям надежду. Таковы результаты исследования киноканала «Настоящее страшное телевидение», проведенного совместно с доктором культурологических наук Андреем Зберовским и старшим научным сотрудником Института психологии РАН Тиной Кубрак,

На вопрос, что с человеком будет после смерти, кинематографисты всего мира уже не одно десятилетие стараются ответить в своих работах. Фильмы про переселение душ снимают в разных жанрах — это может философская притча, трогательная семейная драма или мрачный хоррор. Зрительский интерес к теме не ослабевает — об этом говорят прежде всего кассовые сборы фильмов по теме и количество таких картин.

Из 58 фильмов ужасов, вышедших в российский прокат в 2019 году, больше половины так или иначе касаются идей бессмертия души, кармы, перерождения в новом теле. В их числе «Кладбище домашних животных» со сборами под 200 млн рублей и «Проклятие Аннабель 3», которое заработало 160 млн рублей. Один из примеров этого года – хоррор с говорящим названием «Реинкарнация: Пришествие дьявола», который выходит в прокат 4 марта.

Подтверждают востребованность темы у публики результаты опроса, который провёл киноканал НСТ: 64% респондентов на вопрос, верят ли они в реинкарнацию, ответили утвердительно. Чаще других такой ответ давали люди от 25 до 34 лет и старше 40. Всего было опрошено 840 человек.

Реинкарнация как система религиозно-философских представлений проста для понимания и поэтому так привлекает людей, считает семейный психолог, доктор культурологических наук Андрей Зберовский. Современный человек, продолжает Зберовский, не разделяет средневековых представлений об аде и рае, и его может привлекать идея продолжения жизни после смерти по земным правилам. Новое воплощение, согласно законам кармы, будет счастливым, если в прошлой жизни человек жил достойно. А сама тема смерти максимально откликается в человеке — это то, что объединяет всех. «Человек — единственное существо на земле, которое знает о конечности жизни. Животные, например, не знают, что они умрут», — напоминает Зберовский.

С возрастом тема смерти вызывает большую реакцию: чем старше человек, тем чаще он сталкивался с потерей. Андрей Зберовский выделяет две группы зрителей, которым может особенно откликаться в кинематографе тема смерти в целом и переселения душ в частности. Первая — это подростки и молодые люди до 25 лет, а вторая — люди после 40. Обе группы сталкивались со смертью в реальности. Просмотр фильма может привести молодых людей к воспоминаниям о тех, кого они потеряли, а зрителей постарше заставить задуматься, что будет, когда они сами покинут этот мир.

Похоронное дело, в связи с этим, в России определяется как «самостоятельный вид деятельности, направленный на оказание похоронных и мемориальных услуг населению с учетом социальных, экономических, этико-моральных, историко-культурных, религиозных, экологических, технологических факторов, связанный с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения»: https://gos-mos-ritual.ru/uslugi

По мнению старшего научного сотрудника Института психологии РАН Тины Кубрак, картины про реинкарнацию в зависимости от жанра могут утолять разные зрительские потребности. Например, если человек ищет ответы на фундаментальные вопросы о жизни в искусстве, то такие фильмы могут дать повод для размышлений. Реинкарнация может быть и частью одного из многих захватывающих, исключительно развлекательных сюжетов. Хоррор работает так: за переживанием эмоционального напряжения следует его снятие. Во время просмотра зритель контролирует ситуацию и учится таким образом управлять своим страхом: это может помочь ему в реальной жизни. А вера в переселение душ в принципе дарит людям надежду: с этим согласен и Андрей Зберовский.