×
Проектор

Как новый терминал под Мурманском ударит по Прибалтике

В последних роликах я часто повторял, что российские грузы уходят из портов Прибалтики. Надеюсь, вам эта тема не надоела, поэтому давайте разберем еще одну важную новость. На берегу Кольского залива будет построен новый терминал для перевалки российских удобрений.

Вообще, эта история началась летом прошлого года на площадке Питерского экономического форума. Там было подписано соглашение о строительстве под Мурманском терминала по перевалке удобрений и глинозема. Заказчик работ — компания «ФосАгро», исполнитель — «Инфотек Балтика». Открытым оставался вопрос, каким будет участие государства. Ответ мы получили в постановлении правительства России о создании первой в Арктической зоне территории опережающего развития.

Ее резиденты получают целый список налоговых льгот и административную поддержку. В границах этой территории было зарегистрировано ООО «Морской терминал "ТУЛОМА"», а на днях ему присвоили статус резидента.

«Тулома», как вы понимаете, — это тот самый терминал, который «ФосАгро» будет использовать для экспорта своих удобрений. Строительные работы должны закончиться в марте 2023 года. Цена вопроса — более 12,5 миллиардов рублей.

Сумма немаленькая, но руководство «ФосАгро» считает, что овчинка стоит выделки — спрос на удобрения растет. Кроме того, на территории Мурманской области работает акционерное общество «Апатит» — филиал «ФосАгро» и крупнейший в Европе производитель фосфатного сырья. Очевидно, терминал «Тулома» будет заточен под нужды этой компании. То есть новые экспортные мощности создаются неподалеку от того места, где бурлит производственная активность.

Всё логично. Но растущий спрос на удобрения — это лишь одна из причин строительства нового терминала. А на вторую указала заместитель губернатора Мурманской области Ольга Кузнецова: 

«Нельзя не отметить, что производители этой продукции реализуют поставленную президентом задачу по переориентации перевалки своей продукции с зарубежных, в первую очередь расположенных в странах Прибалтики терминалов, на морские терминалы в российских портах».

Это не значит, что грузы, которые сегодня обрабатываются в Риге или Вентспилсе, завтра будут разгружать на берегу Кольского залива. Но в этой сфере всё взаимосвязано. Порты — они как взаимосообщающиеся сосуды. Если не будет построен терминал «Тулома», то компании «Апатит» придется искать варианты экспорта своей продукции через другие пункты. Это ведет к дефициту портовых мощностей, и процесс переориентации российского транзита будет буксовать. Так что, да, в конечном итоге терминал под Мурманском всё равно ударит по Прибалтике.

Вообще, «ФосАгро» в последние годы бурно развивает портовую инфраструктуру России. Совместно с компанией «Ультрамар» она запустила в Усть-Луге «Смарт Балк Терминал». Он успешно работает — перевалил уже не один миллион тонн удобрений. 

В середине 2021 года должна начаться перевалка продукции «ФосАгро» через строящийся «Ультрамар терминал» в той же Усть-Луге. А на 2023 год запланирован запуск терминала под Мурманском.

«Сделав выбор в пользу российских портов, мы существенно повысили управляемость и надежность нашей логистики, существенно сократили расходы на нее за счет экономии на портовых сборах и расходах на железнодорожные грузоперевозки по сравнению с поставками через другие балтийские порты и, соответственно, укрепили свою конкурентоспособность на глобальном рынке», — генеральный директор «ФосАгро» Андрей Гурьев.

Под одним из предыдущих видео кто-то писал, что это всё несерьезно — Россия с 90-х годов пугает Прибалтику потерей транзита. Согласен, процесс небыстрый. Но он реально идет. И транзитная отрасль Латвии, к примеру, это ощущает.

Читайте также
Вслед за углем уйдут удобрения: Россия строит новый терминал на замену Прибалтике
7 декабря 2020
Российская компания «ФосАгро» построит специализированный терминал навалочных грузов на берегу Кольского залива. Это можно рассматривать как часть долгосрочной кампании по переориентации российского транзита, которая бьет главным образом по Прибалтике.
Лишение транзита заставило Латвию пойти навстречу России
1 декабря 2020
«Латвийская железная дорога» (ЛЖД) приступила к согласованию маршрута пассажирского поезда Калининград — Санкт-Петербург, который будет пересекать территорию прибалтийской республики.
Начало доходить: Латвия просит Путина остановить потерю транзита
24 ноября 2020
Власти Латвии просят Россию остановить процесс переориентации транзитных грузов на порты Ленинградской области. До какой же степени отчаяния дошла прибалтийская республика, чтобы «бить челом» перед властями «страны-агрессора»?
Переориентация транзита: «Беларусь хочет решить свои проблемы за счет россиян»
25 ноября 2020
Интервью с главным редактором информационно-аналитического агентства «ПортНьюс» Виталием Черновым.
Новости партнёров