На дворе зима, Европа готовится к холодам и обильным снегопадам. Самое время запастись российским угольком. Латвийские порты его наверняка ждали. Но вот беда — уже декабрь заканчивается, а поездов из России всё нет и нет.
Глава «Латвийской железной дороги» Марис Клейнбергс на днях заявил, что транзит угля из РФ через Ригу, Вентспилс и Лиепаю остановился практически полностью. Грузы не идут уже третий месяц.
Давайте вспомним конкретные цифры: в октябре Латвия была готова обработать 4 832 вагона с углем, но Россия согласовала только 279. А в ноябре отклонила вообще все заявки. Об этом я уже рассказывал примерно месяц назад. И вот — свежее заявление Клейнбергса. Из него мы узнаем, что в декабре РФ тоже обломала Латвию с транзитом угля.
«Постойте, — скажите вы. — Так, может, сама Россия обломалась? Может, Европа просто не хочет покупать российский уголь?» Да, Европа не хочет — у нее там «зеленая сделка». Солнце, ветер и вода — наши лучшие друзья. Но отказ от «грязных» источников энергии — это долгосрочная цель Евросоюза.
А что происходит сегодня? «Ростерминалуголь» в порту Усть-Луга по состоянию на 11 декабря перевалил с начала года более 25 миллионов тонн угля. Это его исторический результат.
А вот еще одна интересная цифра: в октябре «Ростерминалуголь» установил суточный рекорд перевалки того же угля — 1 476 вагонов. Это в пять с лишним раз больше, чем обработали все латвийские порты за целый месяц. Все порты за месяц — один терминал за один день.
Но господин Клейнбергс призывает не делать поспешных выводов. Российский уголь может вернуться в Латвию, если спрос на него будет очень высокий. Дай-то Бог! Только в долгосрочной перспективе Европа всё равно будет отказываться от ископаемого топлива. Уже разработаны графики закрытия угольных электростанций в разных странах. У Германии, к примеру, дедлайн в 2038 году. Может, она справится раньше.
В любом случае экспорт российского угля в западном направлении будет снижаться. И те объемы, которые останутся, пойдут в отечественные порты.
К счастью для Латвии, никаких резких движений пока что не делает Минск. «Говоря о сотрудничестве с Беларусью в области грузоперевозок, Клейнбергс отметил, что, несмотря на политическую нестабильность в соседней республике, представительство LDz продолжает там работу, пока нет никаких свидетельств того, что Беларусь откажется от использования латвийского коридора там, где это ей выгодно».
Ну конечно, не откажется! В Литве тоже так думали. А потом получили от Лукашенко подарок под елочку. «Белорусские нефтепродукты не поступают в Клайпедский порт», — заявил гендиректор порта Альгис Латакас.
Он сообщил, что Белорусская нефтяная компания (БНК) перестала направлять в литовскую гавань свои грузы. Латакас не исключает, что нефтепродукты этого предприятия вообще не вернутся.
Но не всё так плохо! Потеряв уголь, «Латвийская железная дорога» работает в других сегментах. Например, в этом году по ней перевезли рекордный объем местного зерна — аж 809 тысяч тонн. Ну так можно вообще всю Латвию зерном засеять — и никакой российский уголь не нужен. Вот это, мне кажется, правильный подход.