×
Свой взгляд Свой взгляд

Мы все погибнем в ядерной войне

Источник изображения: youtube.com

После эфира на радио Baltkom, в котором мы говорили о потенциальной угрозе ядерной войны, я решил почитать комментарии к программе в интернете. Дело, в общем, неблагодарное, но, как показывает практика, иногда полезное.

В последнее время, как мне кажется, выросло число людей, которые романтизируют войну. Причём это не только молодёжь, которую восхищает «мощь современного оружия», но и люди среднего, а то и пожилого возраста.

«Взрыв средней боеголовки даёт зону полных разрушений радиусом около 1 км, 20 Мт – уже 10 км. По расчётам, при взрыве мощностью 100 Мт зона полного разрушения будет иметь радиус около 35 км, сильных разрушений – около 50 км, на расстоянии около 80 км незащищённые люди получат ожоги третьей степени. Практически одним таким взрывом может быть полностью уничтожен любой из самых крупных городов Земли. Люди что такое 10 КМ??? Хоть по Москве хоть по Вашингтону если бахнет это даже меньше 1 района крупного города. Что бы уничтожить крупный город потребуется ни 1 и не 5 ядерных ударов. А вы не забывайте что в основном удары будут наносится по военным обьектам. Обьектам инфраструктуры заводы и т.д. то есть жертв будет в разы меньше и поражений намного меньше. Ничего страшного в ядерной войне нет и быть не может! спросите у японцев они живут на месте ядерного взрыва и ничего», – написал один из комментаторов (здесь и далее оригинальные орфография и пунктуация в цитатах сохранены – прим. RuBaltic.Ru).

Война – это красиво, говорил герой фильма «9 рота». Все мои знакомые, которые бывали в зоне боевых действий, возражают, что ничего более страшного на свете нет.
В эфире радио Baltkom обсуждалась потенциальная угроза ядерной войны

Эфир на Baltkom, посвящённый этой теме, мы решили провести, поскольку обсуждение темы ядерной войны в социальных сетях стало приобретать признаки какого-то истерического тренда.

Мы специально решили не спрашивать военных, а сконцентрировались на позиции учёных – физиков, химиков. Я думал, что люди науки, которые знают, на что способна ядерная энергия, скажут: «Ребята, вы что? Это невозможно…»

Но они сказали совсем другое.

Дмитрий Бочаров – квантовый химик, принимавший участие в нашей программе. Вот как он описал примерный сценарий ядерной войны, отвечая на посты комментаторов после эфира в «Фейсбук»:

«1) Ядерная держава наносит удар по другой ядерной державе. Другая ядерная держава принимает ответные меры. Практически у любой ядерной державы есть программа поражения целей возможного противника. Это все крупные города и значимые объекты. На этой стадии уничтожены все важные города, начался энергетический хаос, блэкауты по всему миру, так как энергетические системы тоже будут безнадёжно разрушены.

2) Если ядерная бомба упала в океан, то может возникнуть искусственное цунами с затоплением прибрежных территорий. Если попала в какую-нибудь вулканическую кальдеру (Исландия, Йеллоустон), то процесс может быть дополнен естественной тектоникой (землетрясения, сильные извержения).

3) Вследствие взрывов в атмосферу поднимаются мегатонны мелкой пыли, которые делают атмосферу плохо прозрачной. Земля получает меньше тепла, образуется лёд. Вследствие этого ещё сильнее уменьшается температура, так как лёд имеет большую отражающую способность, (так называемое альбедо), чем бесснежная земля, равную почти 90%. На Земле уверенно наступает ядерная зима (я не сказал в эфире, но основная проблема в необратимости процесса, то есть «соскользнув» из климатического оптимума вследствие резкого увеличения альбедо очень трудно вернуться в начальное состояние, даже когда пыль осядет, так как поверхность, покрытая льдом будет невосприимчива в солнечному теплу). В зависимости от количества выбросов на всей территории Земли на какое-то время наступит арктический климат (со всеми сопутствующими проблемами с сельским хозяйством и производством продуктов).

4) Если бомба будет плутониевой (а сейчас ядерные программы – именно плутониевые), то пыль, попадающая в осадки, будет ещё и радиоактивной (водородные бомбы в этом отношении несколько безопасней, если уместно назвать безопасной атомную бомбу).

Насколько опасна ситуация?

Все учёные данные угрозы понимают. Но риски зависят во многом от схемы управления ядерного щита (эта информация засекречена, так что простые обыватели могут только гадать, как эта схема выглядит). Если верна расхожая версия про ядерные чемоданчики, контролируемые руководством ядерных держав, то (вполне вероятно) «красную кнопку» контролирует один человек. Может ли условный руководитель ядерной державы сойти с ума, впасть в состоянии аффекта из-за обнаруженной неизлечимой болезни или что-то подобное? Не слишком вероятно, но вероятность ненулевая. Вот и ответ на вопрос – а может ли случиться ядерная война. Увы, может.

И, наконец (об этом я не говорил), в чём причина нынешнего сыр-бора?

Плутоний – искусственный элемент. Многотонные запасы плутония специально создали во время действия ядерной программы, так как плутоний – гораздо более «энергоёмкий» элемент, чем уран. Когда державы решили вести программу ядерного разоружения, была мысль сделать плутоний «мирным атомом» (привычное клише!), и использовать в так называемом MOX (MixedOxideFuel), содержащем как плутоний, так и более привычный уран, чтобы сжечь его в атомных реакторах.

Нынешний спор заключается в том, что Россия действительно сжигает топливо (фактически ликвидируя своё плутоний), а США решило, что производство MOX очень накладно и технологически проблемно, поэтому плутоний собрались утилизировать другим путём, разбавляя его, и захоронив получившуюся смесь, как ядерные отходы. Дьявол затаился в деталях. Дело в том, что из этих концентрированных отходом плутоний можно извлечь обратно. Да, безусловно, это будет крайне дорого (и это аргумент США). Но и накопить 200 тонн плутония тоже не было дешёвым проектом.

Это факт, на фоне которого идёт геополитическое поигрывание мускулами».
Терминатор

…Мне кажется, что мировое общество идёт по опасному пути. Оно жаждет новых эмоций. Эхо Второй мировой уже не столь сильно, иммунитет против войны ослабевает. Из разряда человеческой трагедии она превращается во фрагмент истории. Во многом мифологизированный.

Ощущение надвигающейся ядерной войны у многих не вызывает ужаса, поскольку мало кто способен осознать её последствия. О ней большинство судит не по таким фильмам, как «На следующей день» или «Нити», а по голливудскому «Терминатору». Роботы, героизм, красивые перестрелки. Одним словом – фантастика.

Поэтому так много людей с восхищением обсуждают, какими боеголовками обладает каждая из сторон потенциального конфликта. И как одна уничтожит другую.

А дальше – как в стихотворении сетевого поэта Ламоры:

«Мы все погибли в ядерной войне.

да – все.

на чьей бы стороне, ты не стоял –

не выиграл и не проиграл.

для смерти все равны. она к плечу ластится.

встань во весь рост.

Ад будет милостив к самоубийцам.

Нас всех накроет ядерной зимой.

все это кто? – кругом одни лишь трупы.

нашли во взрывах благостный покой.

шептали губы:

выжженной зимой... не будет снега.

где снаряды рвались.

ни холода, ни льда. кипит земля.

Но Ад замерз... Ты помнишь мы смеялись?»

Новости партнёров