В первом полугодии 2020 года грузооборот Вентспилсского порта рухнул на 41%. Отчасти это обусловлено объективными причинами: морские гавани по всему миру становятся жертвами экономического спада, вызванного эпидемией коронавируса. Кроме того, по Вентспилсу больно ударило снижение спроса на уголь вследствие аномально теплой зимы. Но свою лепту в доведение «до ручки» одного из крупнейших портов на Балтике внесло и правительство Латвии.
Из «коронакризиса» прибалтийские порты выходят не столь болезненно, как этого можно было ожидать. Во втором квартале 2020 года общий грузооборот портов Таллина достиг 5,4 миллиона тонн грузов — это на 2,5% больше, чем годом ранее. В Лиепае перевалка за январь — июнь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 15,6%, но по меркам нынешнего времени это тоже можно назвать успехом. Или, по крайней мере, нельзя назвать катастрофическим провалом.
Где произошел провал, так это в городе Вентспилс.
Его многострадальный порт за первое полугодие недосчитался 41% грузов.
Объем генеральных грузов удалось сохранить, перевалка древесины даже увеличилась на четверть, зато по остальным позициям статистика не радует.
Плачевные результаты Вентспилса за первые шесть месяцев 2020 года — результат рокового стечения обстоятельств. На сайте предприятия справедливо указывают, что снижение грузовых потоков связано с рыночной конъюнктурой.
Снижение деловой и производственной активности по всему миру (в том числе в Европе, которая стала одним из главных очагов распространения инфекции) не могло не отразиться на работе морских гаваней.
С другой стороны, коронавирус — явно не единственная причина бедственного положения Вентспилсского порта.
В самом же предприятии признают, что Россия продолжает целенаправленно диверсифицировать свои грузовые потоки. Компании, которые раньше работали с Ригой, Вентспилсом, Лиепаей, постепенно уходят в Ленинградскую область. Кризис кризисом, а переориентация прибалтийского транзита по расписанию.
Кстати, эпидемия коронавируса может дать этому процессу дополнительный импульс. Если только руководство РФ позаботится о том, чтобы грузы, которые вынужденно ушли из Латвии, возвращались уже в отечественные порты. Было бы логично продумать и оперативно внедрить для этого набор стимулирующих мер.
Еще один бич Вентспилсского порта — погода.
Аномально теплая зима привела к тому, что Европа существенно снизила потребление угля. Следовательно, снизилась перевалка российского твердого топлива через латвийские порты. За январь — июнь через Вентспилс прошло всего 245 тысяч тонн угля вместо 3,6 миллиона тонн, как в прошлом году. Абсолютный антирекорд и катастрофа.
Управляющий портом Андрис Пурмалис утверждает, что для него это не стало сюрпризом. Предприятие и так готовилось к тяжелым временам, которые из-за кризиса стали очень тяжелыми.
«Сейчас важно, чтобы терминалы были готовы гибко адаптироваться к новой ситуации, искать новые грузовые сегменты, пересматривать тарифы. Управление Вентспилсского свободного порта, со своей стороны, делает и будет делать все возможное, чтобы оказывать поддержку, но нужно понимать, что перевалкой грузов занимаются частные терминалы, на которые управление порта никак повлиять не может», — подчеркивает Пурмалис.
Россия, коронавирус и даже погода — все против Вентспилса!
Удивительно, но даже родное правительство умудрилось подложить порту свинью.
По словам господина Пурмалиса, у половины предприятий Вентспилсского порта сохраняются проблемы с расчетами: банки предъявляют им чересчур строгие требования. Всему виной американские санкции.
В конце прошлого года Управление по контролю за иностранными активами Государственной казны США (OFAC) внесло в «черный список» мэра Вентспилса Айвара Лембергса и связанные с ним предприятия. Ситуацию быстро разрулили: латвийский Сейм утвердил поправки, согласно которым представители самоуправления должны покинуть правление Вентспилсского порта. Уже в январе санкции против порта были отменены. Но спустя полгода до Вентспилса по-прежнему доносится долгое эхо этой неприятной истории.
При чем здесь правительство?
По версии Лембергса, которая кажется наиболее правдоподобной, инициатива его «раскулачивания» исходила из команды премьер-министра Кришьяниса Кариньша.
В «вашингтонский обком» на «последнего олигарха Латвии» якобы донес глава латвийского МИД Эдгар Ринкевич. Тогда Лембергса обложили санкциями — специально для того, чтобы его могли оттеснить от управления Вентспилсским портом. Едва ли в правительстве задумывались, каким образом это отразится на работе стратегически важного объекта.
Теперь настало время пожинать плоды. В прошлом месяце пришел срок погашения четырех кредитов на сумму 8,3 миллиона евро по объектам инфраструктуры Вентспилсского порта.
Денег у предприятия нет (откуда им взяться?), а перекредитовать его не соглашается ни один латвийский банк.
В Кабмине решили, что средства будут выделяться из Государственной кассы.
Сумеет ли Вентспилсский порт их вернуть? Или из кормильца прибалтийской республики под чутким руководством Кариньша и компании он превратится в обузу для государственного бюджета?
«Конечно, то, что по просьбе правительства вводятся санкции со стороны США, не только настораживает, но и дает коммерческим банкам красный сигнал о том, что давать кредиты экономической структуре, которую хочет уничтожить государство, нельзя. Банки так и поступили», — поясняет Лембергс.
Параллельно правительство препятствует возвращению в порты Латвии российского угля.
Его перевалка, по словам Пурмалиса, сократилась не только из-за эпидемии коронавируса и теплой зимы, но и по политическим причинам.
Очевидно, речь идет о «зеленой сделке» ЕС, которая предполагает постепенный отказ от использования твердого ископаемого топлива как самого «грязного» источника энергии. Рига этот курс поддерживает.
И никто в правительстве не задается простым вопросом: как порты Риги и Вентспилса будут выживать без перевалки российского угля?
Американские санкции Кришьянис Кариньш воспринимал как возможность очистить латвийские порты от коррупции. Впрочем, пока что их удается очистить только от грузов.
Может, в этом и заключается задумка правительства? Не будет грузов — не будет прибыли. Не будет прибыли — нечего будет воровать. Все гениальное просто…