В феврале Сейм Латвии принял историческое решение об открытии газового рынка и разделе национального монополиста Latvijas Gāze. Таким образом официальная Рига выполняет свои обязательства в рамках Третьего энергопакета ЕС, на чём давно настаивала брюссельская бюрократия.
В начале прошлого года литовские коллеги в очередной раз призвали Ригу открыть рынок природного газа. «Прогнозируя перспективы цен недалёкого будущего на газ, поставляемый через терминал, можно отметить, что они будут особо привлекательными. Поэтому очень важно, чтобы и соседняя Латвия как можно скорее открыла бы доступ третьих сторон на газовый рынок», – взывал премьер Альгирдас Буткявичюс к соседям в надежде хоть немного окупить СПГ-терминал в Клайпеде. Спустя двенадцать месяцев латвийский Сейм принял закон о расчленении национального монополиста Latvijas Gāze (LG) – до 3 апреля 2017 года предприятие должно быть разделено на две части. «Самое главное – это вопрос безопасности Латвии и всех стран Балтии, снижается энергетическая зависимость от России», – анонсировала изменения спикер Сейма Инара Мурниеце, добавив, что видоизменённый закон «Об энергетике» создаст благоприятные условия для прихода новых участников на газовый рынок.
Подобное решение связано с латвийскими обязательствами в рамках Третьего европейского энергопакета реформ. Третий энергопакет предписывает игрокам топливно-энергетического комплекса разделить бизнес по добыче и транспортировке энергоносителей (ownership unbundling), предоставить доступ к магистралям третьей стороне (third-party access), а также гарантирует потребителям свободу выбора поставщика.
Бывший премьер-министр и председатель правления LG Айгар Калвитис раскритиковал действия официальной Риги. Разделение компании, по его мнению, обернётся подорожанием газа для потребителей на 15%. «Все процессы и заявления о разделении LG – политические, а не экономические, и регулируемая монополия иногда может быть более эффективной, нежели нерегулируемая конкуренция», – сетовал экс-премьер. И действительно, та же Швеция, проводящая куда более эффективную энергетическую политику, нежели страны Балтии, сохранила аналогичное Latvijas Gāze предприятие в виде единой структуры.
Цифры Калвитиса, однако, выглядят излишне оптимистичными. Пятнадцатипроцентное увеличение цен связано лишь с техническими нюансами: завоз сжиженного газа из Литвы на судах, его регазификация. Но ведь Латвия, как единственная из «прибалтийских сестёр», продолжавшая отсрочивать имплементацию Третьего энергопакета ЕС, взамен получала достаточно «дружественную» цену на российское голубое топливо: скидка «Газпрома» составляла порядка 20%.
Таким образом, официальной Риге удавалось получать газ существенно дешевле спотовых цен. Теперь газпромовская «формула любви» меняется на рыночное ценообразование.
Однозначность роста тарифов после либерализации рынка «голубого топлива» прекрасно понимают в латвийском парламенте. Оттого и неудивительно, что в прошлый четверг Сейм поддержал дальнейшее продвижение общественной инициативы о снижении налога на добавленную стоимость (НДС) на природный газ и электроэнергию, чтобы хоть как-то сгладить пагубное влияние Третьего энергопакета. Поддержка, однако, не была единогласной. Депутат от Национального объединения Янис Домбрава выступил резко против. Причиной негодования политика стало не столько содержание предложения, сколько личность автора инициативы – Яниса Кузинса. «Пророссийский активист, антифашист, член Русского союза Латвии собрал 10 000 подписей под инициативой, которую до этого неоднократно пытался протолкнуть “Центр Согласия”. “Согласие”, “От сердца – Латвии”, “Латвийское объединение регионов” и Артусс Кайминьш своими голосами дали возможность этому человеку взять парламент и выступить перед телекамерами». Помимо прочего, национально мыслящего депутата возмутил тот факт, что рассматриваемая инициатива, предполагающая некоторое снижение цен на «голубое топливо» для большей части населения, игнорирует «тех жителей Латвии, которые используют при отоплении местные энергоресурсы – дрова или пеллеты».
Сумбуром а-ля Домбрава, к сожалению, пропитана вся латвийская энергополитика.
Спешка с открытием газового рынка сама по себе едва ли поспособствует появлению должной конкуренции. Для либерализации нет и необходимого юридического обоснования: отсутствует механизм регулирования, который бы позволил функционировать открытому рынку и упорядочить отношения клиентов и поставщиков.
Как ранее писал RuBaltic.Ru, альтернативной стратегией для официальной Риги в этих условиях могло бы стать затягивание имплементации Третьего энергопакета до 2020 года. Именно тогда планируется открытие польско-литовского газопровода GIPL, соединяющего балтийские страны с европейским энергорынком. Имея на руках все козыри, Латвия могла бы не только выбирать из польского, российского или литовского (на сегодняшний момент неспособного составить конкуренцию «Газпрому» в плане цен) наиболее дешёвый источник поставок, но и без особых рисков выйти из-под монополии российского газового гиганта. Реализация подобной стратегии, однако, требовала определённой политической воли, которой недостаёт латвийским правящим. Самовольная отсрочка реализации Третьего энергопакета вызвала бы недовольство Брюсселя, могли бы последовать и символические штрафы.
Официальная Рига решила пойти лёгким путем: поспешно открыть неподготовленный к этому рынок «голубого топлива». Теперь поправки к закону «Об энергетике» с изрядной долей вероятности приведут к политическому хаосу на рынке и уж точно лишат официальную Ригу козырей в энергодиалоге с соседями. Платить за это будет потребитель.