Сегодня Литва входит в число главных лоббистов введения санкций против Росатома, который занимает одну из ведущих позиций на мировом рынке атомной энергетики. Делается это в первую очередь для того, чтобы место российской корпорации заняли «правильные» атомщики — американские. Такую же истерику Вильнюс закатывал в прошлом и в отношении БелАЭС, на которой, несмотря на все препоны, завершается строительство второго энергоблока.
После ввода в эксплуатацию второго энергоблока объем вырабатываемой электроэнергии на БелАЭС превысит 18 млрд кВт/ч, что обеспечит около 40% внутренних потребностей Беларуси. Станция сможет заменить более четверти потребляемого в стране газа, а выбросы углекислоты должны сократиться примерно на семь млн тонн в год. Один год работы первого энергоблока уже позволил республике сэкономить 1,2 млрд кубометров голубого топлива.
БелАЭС является крупнейшим совместным предприятием в рамках Союзного государства. Она строится по российскому проекту «АЭС-2006», который относится к эволюционным с водо-водяными реакторами третьего поколения повышенной безопасности. Совокупная мощность двух реакторов ВВЭР-1200 составляет 2400 МВт.
Россия предоставила Беларуси кредит на строительство АЭС в размере 10 млрд долларов США на 25 лет и подготовила 600 белорусских специалистов для работы на станции.
Таким образом, республика получила не только постоянный доступ к недорогому и надежному источнику электроэнергии, но и целую новую отрасль промышленности, в которой задействованы высококлассные профессионалы.
Строительство АЭС открывает широкие возможности для роста и модернизации белорусской экономики за счет дальнейшего наращивания энергоемких производств на ее территории. В частности, речь может идти о производстве электромобилей, например, на площадке завода «БелДжи» в Борисове, который выпускает китайские кроссоверы Geely.
В республике уже осуществляется программа по переходу на электромобили, расширяется сеть зарядных станций и вся сопутствующая инфраструктура.
Развитие атомной энергетики укрепляет экспортный потенциал белорусской экономики, что, в свою очередь, потребует более тесной кооперации с Россией и другими государствами Евразийского экономического союза. Ведь именно это направление в условиях нынешнего геополитического противостояния становится для республики практически безальтернативным.
Так, через объединенный энергетический рынок Союзного государства Беларусь сможет поставлять электроэнергию в Россию и страны ЕАЭС, что позволит ей компенсировать потери от политически мотивированного выхода государств Прибалтики из энергокольца БРЭЛЛ в 2025 году.
Следует помнить, что в меняющейся международной обстановке преображается и роль БелАЭС. Ведь сам проект затевался официальным Минском в совсем другом контексте и для других задач. Первоначально строительство станции рассматривалось властями Беларуси как способ снизить энергетическую зависимость от России, а также наладить экспорт в соседние западные страны. Считалось, что на рынке Европы будет востребована недорогая белорусская электроэнергия.
В первую очередь речь шла о республиках Прибалтики и Польше. По этой причине АЭС решили разместить недалеко от границы с Литвой, хотя первоначально предлагались и другие площадки на востоке страны. Однако даже во времена, когда Минск шел по пути многовекторности, а отношения с Западом, казалось, стремительно улучшались, перспектива появления атомной станции отнюдь не вызывала восторга со стороны соседей, на которых в значительной степени она и была рассчитана.
Литва с самого начала строительства БелАЭС выступала ее главным противником, руководствуясь в основном политическими и идеологическими соображениями.
Это неудивительно, ведь буквально накануне того момента, как Минск начал свой атомный проект, Вильнюс под давлением Евросоюза был вынужден остановить Игналинскую АЭС под предлогом ее небезопасности, в результате чего Литва из страны — экспортера электроэнергии превратилась в ее импортера.
В этих обстоятельствах закупать электричество, произведенное на станции, которая к тому же расположена в непосредственной близости от закрытой ИАЭС, было бы для литовского руководства серьезным ударом по репутации. Именно поэтому Литва с самого начала строительства БелАЭС всячески ставила палки в колеса реализации проекта, делая это в крайне истерической манере.
Тем не менее некоторое время в Минске все еще рассчитывали на то, что верх возьмет прагматичный подход, и поставки белорусской электроэнергии в Прибалтику начнутся. Однако из-за протестов 2020 года и особенно после начала специальной военной операции на Украине надежды на такое развитие событий окончательно рухнули. Литва, Латвия и Эстония начали стремительно сворачивать любые контакты с Беларусью.
В 2025 году страны Прибалтики собираются выйти из энергетического кольца БРЭЛЛ и таким образом окончательно отсоединиться от энергосистем России и Беларуси.
Помимо политических и идеологических моментов, существует и фактор банальной экономической конкуренции. Сегодня Литва входит в число основных лоббистов введения санкций против Росатома, который является одним из ведущих игроков на мировом рынке атомной энергетики.
При этом Вильнюс, истерично протестовавший против строительства Белорусской АЭС, не возражает против планов Эстонии построить несколько мини-АЭС на не до конца проверенных японских и американских технологиях. Таким образом, под видом борьбы за «идеологически правильное» электричество происходит банальный передел: Росатом выдавливают с энергетического рынка Восточной Европы, чтобы открыть дорогу американским, японским или французским атомщикам.
Как видно, сегодня единственным рынком сбыта избыточной энергии, генерируемой БелАЭС, остается внутренний рынок Союзного государства и ЕАЭС.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН