×
Экономика Экономика

Выстрел себе в ногу: Прибалтика выходит из энергокольца БРЭЛЛ

Источник изображения: tgstat.ru

Прибалтийские государства согласовали общий выход из энергокольца БРЭЛЛ на 2025 год. Данное энергокольцо предполагает общие принципы организации совместной работы, обмен электроэнергией и поддержку друг друга резервами в случае возникновения аварийных ситуаций. Несмотря на очевидную выгоду проекта, Латвия, Литва и Эстония готовы в очередной раз принести экономику в жертву политическим целям.

Соглашение о БРЭЛЛ было продиктовано экономической и инфраструктурной логикой. Несмотря на распад СССР, энергетическая инфраструктура бывших союзных республик оставалась общей, и для организации ее совместной работы в новых условиях понадобился данный проект.

Кроме того, БРЭЛЛ позволяло избежать изоляции и коллапса энергосистемы Калининградской области, которая оказалась отрезанной от энергетической инфраструктуры остальной России.

То, что БРЭЛЛ станет лишь временной мерой, было понятно с самого начала. Курс стран Прибалтики на интеграцию в ЕС и сокращение инфраструктурных связей с постсоветским пространством предполагал и отказ от общей энергетической системы.

Существование БРЭЛЛ противоречило принципам общего энергетического рынка ЕС. Учитывая неоднородный характер самого Евросоюза, участники которого долгое время развивали свои энергосистемы независимо друг от друга, создание единой европейской энергосистемы было делом долгим, и «анахронизмы» типа БРЭЛЛ приходилось сохранять.

Ситуация осложнялась ещё тем, что в инфраструктурном плане в рамках ЕС Прибалтика фактически представляет собой изолированный «остров», который сообщается с остальным Евросоюзом только через узкий и малонаселенный Сувалкский коридор. Поэтому все логистические и инфраструктурные связи региона были завязаны на Россию и Беларусь.

Тем не менее, энергетическая переориентация Прибалтики была лишь вопросом времени. События вокруг Украины ускорили процесс. Начиная с 2014 года, к аргументам в пользу отказа от БРЭЛЛ добавилась угроза безопасности – якобы Россия при желании сможет использовать БРЭЛЛ либо для захвата Прибалтики, либо, как минимум, для организации диверсий против прибалтийских республик.

В 2017 году прибалтийские государства приняли стратегическое решение о выходе из БРЭЛЛ. Энергокольцо должно окончательно прекратить свое существование в 2025 году.

Основной смысл выхода из БРЭЛЛ – это выдавить Россию и Беларусь с энергетического рынка прибалтийского региона, который должен окончательно попасть в сферу бизнес-интересов европейских энергетических компаний. Сам по себе прибалтийский энергетический рынок достаточно незначителен, но всё равно минимальную прибыль приносить может.

Кроме того, для ЕС это уже вопрос не только экономики, но и стратегии и геополитики.

Главное – выдавить из региона Россию и оборвать с ней остающиеся инфраструктурные связи, чтобы ограничить прибалтийским странам свободу манёвра на случай появления намерения выстроить более умеренный и прагматичный подход в отношениях с Москвой.

Перед странами Прибалтики теперь встаёт вопрос замещения генерации электроэнергии, которую они пока что получают в рамках БРЭЛЛ. Предполагается, что основным источником должна стать электроэнергия, получаемая от сетей ЕС.

Одним из основных игроков на энергетическом рынке Прибалтики становится Швеция. В 2016 г. из Швеции в Литву был протянут кабель NordBalt, который дает порядка 6% всей потребляемой Литвой электроэнергии.

Идет «гармонизация» энергосистем прибалтийских стран с Польшей. Действует перемычка LitPol Link, которая проходит через Сувалкский коридор. После отключения от БРЭЛЛ ее мощность планируется увеличить. Кроме того, между Польшей и Литвой будет проложен кабель Harmony Link по дну Балтийского моря.

Таким образом, вся энергосистема Прибалтики после отключения от БРЭЛЛ будет функционировать благодаря нескольким линиям, идущим по дну моря, а также через Сувалкский коридор, который на Западе считают главным уязвимым местом на восточном фланге НАТО. Вряд ли такую архитектуру можно считать отвечающей требованиям энергетической безопасности, о которой говорят в ЕС.

В Евросоюзе также заявляют о необходимости наращивания прибалтийскими странами собственной генерации.

Звучит это странно, учитывая, что именно по требованию ЕС в 2009 году был закрыт крупнейший энергетический объект в Прибалтике – Игналинская АЭС в Литве.

Сделано это было под предлогом борьбы за экологию, ведь Игналинская АЭС была оснащена реакторами РБМК-1000 – такими, как на Чернобыльской атомной электростанции. В итоге, Игналинскую АЭС закрыли, но альтернативные объекты генерации так и не были построены. С тех пор Прибалтика превратилась в энергодефицитный регион.

При этом, ЕС всячески препятствовал закупкам прибалтийскими странами электроэнергии с Белорусской АЭС. С самого начала строительства вокруг атомной электростанции в Беларуси был создан громкий ажиотаж, который связан прежде всего с политическими причинами.

После событий 2020 года Литва заявила, что полностью отказывается от закупок белорусской электроэнергии. Впрочем, де факто и Литва, и Латвия продолжают закупки у Беларуси, делая это не напрямую, а через посредников. Благодаря этому белорусское электричество попадает на энергетический рынок ЕС. Впрочем, что будет с этими «серыми» закупками после выхода прибалтийских стран из БРЭЛЛ - вопрос открытый.

Очевидно одно – основными жертвами всех этих энергетических маневров станут местное население и бизнес. Дефицит электроэнергии будет провоцировать рост тарифов, который, в свою очередь, будет давить на остатки экономической активности. Росту цен будет способствовать и односторонняя зависимость от европейских поставщиков.

На этом фоне Беларусь и Россия работают над созданием объединенного рынка электроэнергии. Он должен был заработать уже с 1 января этого года, однако из-за большого количества согласований его запуск был перенесен на более поздний срок.

Одной из основных проблем остается разница в организации рынка энергетики в двух странах – в Беларуси он остается вертикально интегрированным и регулируется государством, тогда как в России в энергетической сфере господствует рыночная конкуренция. Ожидается, что унификация энергосистем позволит перенаправить избытки мощностей, генерируемых Белорусской АЭС, на российский рынок, а также будет способствовать укреплению сотрудничества в энергетической сфере, особенно в пограничных регионах Беларуси и России. К 2030 году энергорынок Союзного государства должен быть синхронизирован с энергетическим рынком ЕАЭС.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
В РПЦ осудили давление стран Балтии на православных
1 февраля
Православные верующие становятся политическими заложниками в Прибалтике, где проводится политика отмены русской культуры. Об этом заявил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
В Приднестровье заявили о нехватке российского газа
1 февраля
Непризнанной Приднестровской Молдавской Республике недостаточно существующих поставок российского газа в зимний период. Об этом заявил первый зампредседателя правительства, министр экономического развития ПМР Сергей Оболоник.
В Молдове заявили о стабилизации ситуации в сфере энергобезопасности
2 февраля
Молдова стабилизировала ситуацию в сфере собственной энергобезопасности, считает директор секретариата Энергетического сообщества Артур Лорковски.
Молдавский поставщик электроэнергии запросил у властей повышение тарифа
2 февраля
Обслуживающий центр и юг Молдовы поставщик электроэнергии Premier Energy запросил у Национального агентства по регулированию в энергетике повышение тарифа для бытовых потребителей на 16% до 2,77 лея за 1 кВт/ч.
Новости партнёров