3 июля Республика Беларусь празднует свой День независимости. В отличие от части других постсоветских государств, здесь он не привязан к отделению от Советского Союза или Российской империи, а отмечается в память о событиях 1944 года, когда Минск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Совместная российско-белорусская история, а также общие для двух стран угрозы современности показывают, что истинная независимость Беларуси возможна только в братском союзе с Россией.
26 лет назад власти Республики Беларусь поступили демократично и честно. Они на референдуме поинтересовались у народа, когда тот хочет отмечать День независимости страны. И население выразило свою волю однозначно — 88,18% проголосовали за то, чтобы День независимости отмечался 3 июля. Уже тогда стало ясно, что белорусы не видят ничего хорошего в отрыве от России, а, напротив, стремятся к интеграции с братским государством.
К этому времени в 1995 году Москва и Минск уже создали Таможенный союз, а в 1996-м — Сообщество Беларуси и России. В 2000 году между двумя странами возникло Союзное государство (СГ). В 2021 году Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали декрет, утвердив 28 программ по интеграции в вопросах налогообложения и кредитования, а также по созданию объединенных рынков энергоносителей и транспорта.
Экономическое объединение двух стран проходит весьма успешно. Только в 2021 году товарооборот между Россией и Беларусью в годовом измерении вырос на 34,4%. На Россию пришлось 49% белорусского внешнеторгового оборота: 41% экспорта и 57% импорта.
Успешно развиваются на сегодняшний день также гуманитарные и военно-политические аспекты российско-белорусского сотрудничества. Беларусь предоставила свою территорию для решения Вооруженными силами РФ задач в рамках специальной военной операции по защите Донбасса. А на днях в ходе переговоров с Александром Лукашенко Владимир Путин в целях обеспечения безопасности Беларуси пообещал передать в распоряжение официального Минска ракетно-тактические комплексы «Искандер-М» и модернизировать белорусский парк военной авиации.
Стремление к союзу России и Беларуси предопределено исторически. Вплоть до XIII века предки современных русских и белорусов развивались вместе в рамках единой древнерусской народности, единого государства Руси и единой православной веры. В дальнейшем белорусские земли были захвачены сначала литовскими, а затем польскими феодалами. На проводимую властями Речи Посполитой политику насаждения католицизма и униатства предки современных белорусов отвечали восстаниями, самые знаменитые из которых — Витебское и Могилевское.
В XVIII веке белорусские земли воссоединились с Россией. Правда, западную часть современной Беларуси уже в XX столетии, на фоне Гражданской войны в России, попыталась снова отторгнуть Польша, но в этот раз польское владычество не продержалось и двадцати лет. В 1939 году Западная Беларусь снова воссоединилась с остальными белорусскими землями в составе БССР.
Самым страшным событием в истории белорусского народа стала нацистская оккупация в годы Великой Отечественной войны. Геноцид белорусов со стороны гитлеровцев носил спланированный характер.
Согласно генеральному плану «Ост» только 25% жителей БССР планировалось оставить в республике для «онемечивания». Остальных немцы хотели «выселить». Многие историки обоснованно утверждают, что под этим эвфемизмом имелось в виду уничтожение 75% населения республики.
Ситуация в Беларуси кардинально отличалась от того, что нацисты видели, например, на Западной Украине. В УССР гитлеровцы столкнулись с подпольно-партизанским движением в центре и на юго-востоке страны, а в западных регионах, особенно на Галичине, имел место массовый коллаборационизм.
В Беларуси же сообщения о начале массового народного сопротивления нацистам появились уже 22–23 июня 1941 года. В июне первого года войны в БССР уже действовали четыре партизанских отряда, в июле — 35, а в августе — 61. К концу 1941 года на белорусской территории в 230 отрядах сражались около 12 тысяч человек. В дальнейшем численность партизан возросла до 374 тысяч человек, а отрядов — до 1255.
Партизанское движение носило в БССР общенародный характер.
А вот с подручными из числа белорусов у гитлеровцев дела шли плохо, а многие профашистские структуры существовали только на бумаге. Несмотря на большую по сравнению с Прибалтикой численность населения республики, «добровольцев» себе в помощь нацистам удалось набрать на территории БССР меньше, чем Литве, Латвии или Эстонии. Те, кого пытались загнать в коллаборационистские организации силой, бунтовали и бежали к партизанам. Поэтому на белорусских землях немцам приходилось массово использовать пособников из числа украинских и прибалтийских националистов.
За свою силу духа и принципиальность белорусы заплатили страшную цену. Согласно некоторым оценкам, из ныне существующих государств Беларусь понесла самые большие «относительные» людские потери.
По подсчетам историков, нацисты уничтожили от четверти до трети населения БССР. Свыше 2 миллионов человек гитлеровцы убили на территории самой республики. Также значительное количество людей было вывезено в концлагеря и угнано в рабство, чтобы погибнуть на чужбине. Во время карательных операций немцами было уничтожено порядка 5,5 тысячи белорусских населенных пунктов, из них 630 — вместе с жителями. Весь мир знает о трагедии деревни Хатынь, которую нацисты и их украинские подручные сожгли вместе с ее жителями.
23 июня 1944 началась одна из крупнейших военных операций в истории человечества — Белорусская стратегическая наступательная операция, носившая кодовое наименование «Багратион».
В операции были задействованы силы четырех советских фронтов общей численностью около 1,6 миллиона человек. Им противостояла немецкая группа армий «Центр», а также часть подразделений групп армий «Север» и «Северная Украина» (по разным данным, от 850 тысяч до 1,2 миллиона человек).
Советским спецслужбам удалось дезинформировать командование противника относительно направления главного удара Красной армии летом 1944 года. И это стало одним из залогов успешного наступления.
Согласно одной из версий, на уникальном стратегическом плане операции (нанесении в БССР не одного, а сразу двух мощных ударов) настоял будущий Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский. Его предложение вызвало оживленную дискуссию в Ставке, и окончательное разрешение действовать на свое усмотрение Рокоссовский получил лично от Иосифа Сталина.
Несмотря на серьезный боевой опыт вермахта и сложные природные условия, советские войска в первые же дни операции прорвали фронт и взяли высокий темп наступления. Уже 3 июля был освобожден Минск (эта дата теперь отмечается как День независимости Беларуси). В котле возле столицы БССР оказалось около 100 тысяч нацистов. К концу июля территория республики была полностью освобождена от гитлеровцев.
В августе 1944 года Красная Армия развила свой успех на территории Польши, но начала выдыхаться из-за усталости военнослужащих и растянутости коммуникаций. Операция «Багратион» была завершена 29 августа 1944 года.
В дальнейшем представители всего Советского Союза участвовали в восстановлении понесшей колоссальные потери БССР.
Важную роль в освобождении республики от нацистских захватчиков сыграли части, сформированные на территории РСФСР. И поэтому справедливо, что сегодня центральная магистраль Минска — проспект Независимости — ведет из центра в сторону Москвы. Сама история свидетельствует о том, что истинная независимость Беларуси возможна только в братском союзе с Россией.