Старое и новое правительства Литвы поддерживают инициативу бывшего кандидата в президенты Беларуси Светланы Тихановской ввести санкции против белорусских предприятий, продукция которых идет на экспорт через Клайпедский порт. Правящий класс Литвы допускает блокаду белорусского транзита, какой бы катастрофой это ни грозило Клайпеде и «Литовской железной дороге». Тем самым Вильнюс не только подталкивает белорусские грузы в сторону российских портов, но и доказывает правильность стратегического решения России забрать свой транзит из портов Прибалтики, для которой геополитика — безусловный приоритет по сравнению с экономикой.
«"Беларуськалий" является одним из государственных предприятий Беларуси, которые находятся словно в кармане у Лукашенко. Работников этого предприятия увольняют за политическую позицию, поэтому мы начали говорить о санкциях в отношении "Беларуськалия"», — заявила получившая приют в Вильнюсе «народный лидер Беларуси» Светлана Тихановская.
Поскольку деятельность «Беларуськалия» критически зависима от Литвы, к санкциям Тихановская призывает конкретно Литву, ведь «"Беларуськалий" пользуется литовскими железными дорогами и Клайпедским морским портом для экспорта собственной продукции».
Фактически провозглашенная Литвой лидером белорусской оппозиции Тихановская предлагает приютившей ее стране выстрелить в голову своей транспортно-логистической отрасли и обвалить железную дорогу и Клайпедский порт.
Калийные удобрения — главная статья доходов Клайпедского порта. Для их перевалки Беларусь построила в Клайпеде отдельный терминал, который развивает и совершенствует на протяжении последних десяти лет, инвестируя тем самым в Литву и ее третий по величине город.
За 10 лет один «Беларуськалий» вложил в Клайпедский порт 100 миллионов евро. Только в прошлом году компания отправила на экспорт через Литву 10 миллионов тонн грузов, а доход белорусского терминала в Клайпеде составил 90,5 миллиона евро.
И вот от всего этого Тихановская призывает Литву отказаться во имя «демократизации» Беларуси. Не только от калийных удобрений. «Мы просим не закупать продукцию "Беларуськалия", чтобы деньги этих предприятий не поступали режиму Лукашенко. Это связано не только с "Беларуськалием", но также и с "Гродно Азотом", "Нафтаном" и другими компаниями, которые важны для режима», — заявляет «народный лидер» Беларуси.
Фактически речь идет о блокаде всего белорусского транзита, который составляет более трети грузооборота Клайпедского порта и «Литовской железной дороги».
За первое полугодие этого года из 24 миллионов тонн грузов, которые обслуживала ЛЖД, 9 миллионов тонн составили грузы из Беларуси. Это те самые удобрения, нефтепродукты, торф и другие продукты белорусского экспорта, который транспортируется через Клайпеду.
Отказ от всего этого означает коллапс и железной дороги, и Клайпеды, для которой порт является градообразующим предприятием. И это в разгар экономического кризиса, когда Литва — третья по безработице страна в ЕС.
Только по официальной статистике, каждый шестой трудоспособный литовец сейчас сидит без работы. В этих условиях «Светка-президент» предлагает ударить по тысячам рабочих мест на «Литовской железной дороге» и десяткам тысяч рабочих мест в Клайпеде.
Какой должна быть закономерная реакция Литвы на подобную наглость — живя в Вильнюсе на деньги литовских налогоплательщиков, призывать лишить их источника заработка?
Как минимум — привести обнаглевшую оппозиционерку в чувство, как максимум — выгнать ее из Литвы. Пусть в Германии жарит свои котлеты.
И здесь начинается самое интересное.
Литовская власть относится к идеям оставить своих транспортников без грузов из Беларуси с пониманием и полным сочувствием.
Тихановская уверяет, что говорила о санкциях с представителями правительства Литвы, и они готовы рассматривать ограничение и даже прекращение транзита из Беларуси.
Речь в данном случае о правительстве «аграриев», которое находится в процессе ухода с политической сцены. Однако приходящее ему на смену правительство консерваторов высказывается еще более определенно.
«Я считаю, что этот вопрос [санкции против «Беларуськалия» — прим.RuBaltic.Ru] стоит рассмотреть. Сначала, когда были сфальсифицированы выборы в Беларуси и начались репрессии, я сказала, что, невзирая на краткосрочные собственные экономические интересы, следует помочь тем людям. И экономические санкции могут стать тем оружием, которое действует», — заявила будущая министр экономики Литвы Аушрине Армонайте.
Зафиксируем этот факт.
Литовский политический класс во всех его разновидностях готов на пике экономического кризиса уничтожить целую отрасль экономики ради достижения геополитических целей в соседней стране.
Экономическая ситуация в Литве, необходимость наполнять бюджет и выполнять социальные обязательства — все это вообще не имеет значения, когда нужно выполнить поставленную сверху задачу: сменить режим в Беларуси.
Какая разница, какой в Литве процент безработицы? Какая разница, сколько еще рабочих мест потеряет Литва, отказавшись от белорусских клиентов?
И вообще, почему эти литовцы вечно путаются под ногами и говорят о каких-то зарплатах, пенсиях, рабочих местах? Пускай едут батрачить в Ирландию и не мешают своему государству выполнять историческую миссию «сдерживания России».
Если белорусские власти рассчитывали привести Вильнюс в чувство угрозами забрать из Клайпеды грузы, то литовская власть, как выясняется, нисколько не держится за белорусский транзит и сама отдает его Путину.
При таких раскладах у Минска и выбора другого не остается, кроме как перенаправить транзит в Россию. Это вопрос безопасности, потому что для прибалтийских правителей экономические интересы своих стран — ничто по сравнению с геополитикой.
В этом отношении Литва выступает не только лоббистом российской логистики, но и «адвокатом» российской власти.
Готовность Вильнюса угробить Клайпеду и «Литовскую железную дорогу» ради смены власти в Беларуси показывает, насколько верным было стратегическое решение России забирать свой транзит из Прибалтики и развивать собственную портовую инфраструктуру на Северо-Западе.
Это решение было вопросом не столько экономической выгоды и инвестирования в свои регионы, а не в чужие страны, сколько вопросом национальной безопасности. Если бы за странами Балтии сохранилась монополия на транзит российских грузов по Балтийскому морю, они неизбежно рано или поздно стали бы использовать эту монополию для шантажа.
В таком случае блокада Прибалтикой российского экспорта в 2014–2015 годах — на пике украинского кризиса — была бы реальным сценарием. Потери, которые понесли бы от нее экономики Латвии и Эстонии, не имели бы для Риги и Таллина никакого значения по сравнению со «сдерживанием России».
Экономика стран Балтии со времен распада СССР подорвана антироссийской политикой, однако они от нее не отказываются, поскольку смысл их существования в антироссийской политике и состоит.
Поэтому пользоваться услугами их портов просто небезопасно. И России, и Беларуси.