В 2023 году председательство в ОДКБ перешло от Армении к Беларуси. Организацию в прошлые годы неоднократно критиковали за низкую эффективность и отсутствие подлинной внутриблоковой солидарности. При этом Минск кровно заинтересован в ее укреплении, так что будет всеми силами этому способствовать, о чем заявили первые лица государства. В условиях новой геополитической реальности ОДКБ берет курс на расширение военного сотрудничества с ключевыми игроками в Евразии — в первую очередь с Китаем и Ираном.
Минувший год выдался для ОДКБ непростым и неоднозначным. С одной стороны, именно в 2022 году организация впервые была задействована в качестве военно-политического инструмента. Миссия в Казахстане внесла ключевой вклад в урегулирование острого политического кризиса, разразившегося в этой стране в январе прошлого года. С другой стороны, ее скоротечность и то, с какой скоростью официальная Астана попросила контингенты ОДКБ на выход, снова наводит на мысль, что с солидарностью внутри организации не все в порядке.
Конечно же, ключевым событием для ОДКБ стало начало специальной военной операции на Украине. К сожалению, здесь вновь проявились разногласия между ее членами — большинство участников дистанцировались от конфликта. Более того, в высказываниях лидеров государств, входящих в организацию, зачастую читалось плохо скрываемое неодобрение действий Москвы. Особенно отметился в этом плане опять же Казахстан, который дал недвусмысленно понять, что не признает каких-либо изменений границ на постсоветском пространстве.
С другой стороны, на фоне украинского кризиса происходило укрепление белорусско-российского военно-политического союза. Теперь ясно, что именно Россия и Беларусь образуют своего рода «ядро безопасности» ОДКБ.
Вместе с тем разделение мнений членов организации в отношении спецоперации создает угрозу раскола. Он вряд ли примет открытые формы, однако нарастание противоречий между государствами-участниками может способствовать дальнейшему снижению эффективности ОДКБ и в конечном счете окончательно парализовать ее деятельность.
Наконец, еще одним вызовом остается ситуация в Нагорном Карабахе. Официальной позицией организации является невступление в этот конфликт, поскольку он протекает не на территории одного из ее участников. Напомним, что сама Армения официально не признает независимость Нагорного Карабаха, то есть де-юре боевые столкновения происходят на территории Азербайджана, который членом ОДКБ не является.
Однако подобная позиция категорически не устраивает Ереван. Армянские власти неоднократно упрекали Россию и Беларусь в поставках вооружений Азербайджану. На фоне СВО Никол Пашинян развил дипломатическую активность по вовлечению в урегулирование карабахского конфликта ЕС, что будет способствовать ослаблению позиций России и ОДКБ в целом на Южном Кавказе.
Наконец, армянское председательство в ОДКБ завершилось настоящим демаршем — Пашинян заявил, что в 2023 году Армения не планирует участвовать в учениях организации.
Помимо этого по-прежнему остаются напряженными отношения между Кыргызстаном и Таджикистаном из-за неурегулированных пограничных споров.
Таким образом, в 2023 год ОДКБ входит с большим багажом проблем и вызовов, перед лицом которых оказывается и Беларусь как председатель. Поэтому неудивительно, что среди главных приоритетов организации в текущем году заявлены повышение сплоченности ее государств-членов и укрепление позиций в системе международных отношений.
Одним из способов достижения этой цели может стать более активное сотрудничество с ключевыми геополитическими игроками в Евразии. В первую очередь, речь идет о Китае. Так, Минск в рамках своего председательства намерен инициировать «Стратегический диалог ОДКБ — КНР».
Следует отметить, что Беларусь стала едва ли не первой страной постсоветского пространства, разглядевшей стратегический потенциал отношений с Китаем. Это касается и военной сферы — белорусский ВПК давно и активно сотрудничает с КНР. Самой известной совместной белорусско-китайской разработкой являются ракетные комплексы «Полонез», стоящие на вооружении белорусской армии.
Стратегический альянс Россия–Китай крепнет на фоне углубляющейся конфронтации обеих стран с коллективным Западом. Учитывая рост экономического влияния Поднебесной на постсоветском пространстве, можно не сомневаться, что это взаимодействие будет определять и политику региона. В этом контексте ОДКБ может стать важнейшей площадкой военно-политического сотрудничества, что, в конечном счете, ослабит центробежные тенденции внутри организации.
Еще одним важным игроком, который может быть привлечен к более активному сотрудничеству, является Иран.
Тегеран также конфликтует с Западом и находится на пути укрепления своих связей с Москвой и Пекином. Более того, военная помощь, которую он оказывает России в рамках СВО, демонстрирует большой потенциал будущего военного взаимодействия. Кроме того, отношения с Ираном очень важны для, пожалуй, наиболее скептически настроенного в отношении ОДКБ государства-участника — Армении.
Помимо расширения международного сотрудничества, Беларусь намерена сконцентрировать усилия на совершенствовании нормативно-правовой базы. Отдельное внимание планируется уделить упрощенной процедуре транзита контингентов с вооружением и военной техникой через территории членов организации.
Еще одной темой председательства Беларуси в ОДКБ станет проблема биологической безопасности. Эта тема стала особенно актуальной в связи с вскрывшейся деятельностью американских биолабораторий на Украине и в Казахстане. В Минске в 2023 году должно пройти заседание соответствующего Координационного совета уполномоченных органов государств–членов ОДКБ.
Следует также помнить, что, помимо военного сотрудничества, участие в организации позволяет закупать военную технику и обучать военнослужащих в учебных заведениях стран-участниц на льготных условиях. По оценкам белорусского правительства, в случае выхода из организации потери для Беларуси составили бы до 350 млн долларов США ежегодно.
Таким образом, несмотря на очевидные проблемы и противоречия в работе ОДКБ, организация имеет серьезный потенциал для развития, и новая геополитическая реальность дает ей прекрасный второй шанс. Основная задача сегодня — не упустить его.
Всеволод Шимов
Советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН