Во вторник на латвийском телеканале LTV1 в телепередаче «Один на один» гостем в студии была президент Литовской Республики Даля Грибаускайте. Ведущий Гундарс Редерс затронул актуальные темы от политической ситуации на Украине до саммита «Восточного партнёрства», открывающегося сегодня в Риге. Однако в конце интервью, когда журналист задал вопросы, несогласованные с канцелярией президента, литовский руководитель отреагировала очень жёстко, требуя вырезать их из эфира, спровоцировав лавину критики в свой адрес со стороны латвийских политиков и журналистов.
Передача началась откровенно скучно. «Наша гостья не стесняется называть действия России на Украине "терроризмом", а бизнес-деятельность «Газпрома» — "шантажом"». Тем самым ведущий уже сразу пояснил для зрителей общую направленность передачи, и можно было предполагать, какие темы будут обсуждаться, а также — как на данные вопросы будет отвечать президент. Даля Грибаускайте оправдала ожидания, безапелляционно заявив: «Минские соглашения не выполняются, а целью президента Путина является дестабилизация ситуации на Украине, как военной, так и экономической, и затягивание времени». Вследствие этого литовский руководитель не могла обойти и тему санкций, указав: «Мы не можем остановить политику Путина на Украине, и мне кажется, что в июне на повестке дня окажется вопрос о расширении санкций. По моему мнению, нет причины этого не делать, потому что Минские соглашения не выполняются».
Следующей темой разговора стали «Восточное партнёрство» и надежды украинского президента Петра Порошенко на достижение соглашения о безвизовом режиме с Европейским Союзом уже в 2016 году, о чём он не раз публично заявлял. На это Даля Грибаускайте конкретно заявила: «Сегодня я не могу оперировать конкретными числами, потому что многие "домашние задания", как на Украине, так и в Грузии, полностью не выполнены. По крайней мере то, что я сейчас вижу в документах и в замыслах, не предполагает конкретных чисел. Речь не идёт о 2016-ом или любом другом годе, речь идёт о том, что конкретно сделано, потому что Европейская комиссия до этого момента заявляла, что ещё не сделаны все необходимые шаги для того, чтобы можно было говорить о конкретных датах и обещаниях». Зная, как Киев борется с коррупцией и выполняет другие «домашние задания» ЕС, можно с уверенностью сказать, что в ближайшее время безвизового режима Украины с Евросоюзом не будет.
Не могли обойти стороной и общие проблемы, касающиеся Литвы и Латвии, а именно — стремительные темпы эмиграции населения. Как отметил ведущий: «Показатели эмиграции в Литве — одни из наиболее высоких в Европейском Союзе, так же, как и в Латвии. Примерно четвёртая часть жителей Литвы покинули свою страну».
Однако, как оказалось, президент республики не видит в этом никакой проблемы.
«[Евросоюз] — это открытый рынок, это 500-миллионная территория, где вы можете передвигаться, учиться, работать… Это естественно. Через этот процесс прошли все страны-члены Евросоюза, например, в Португалии или Испании потоки возвращающегося населения можно было наблюдать лишь через 20 лет после вступления этих стран в блок… Это — глобальный вопрос, люди передвигаются, хотят получать новое образование, уезжают туда, где лучшие условия, однако в конце концов и наши люди начнут возвращаться», — заявила Грибаускайте.
Другими словами, президент Литвы видит мир сквозь «розовые очки», потому что надеяться на возвращение такого огромного количества уехавших заграницу граждан может только неисправимый романтик, либо же — полный глупец. Грибаускайте, отметим, при всех её недостатках вряд ли настолько глупа, чтобы не понимать, что удержать всех, желающих уехать, невозможно. Для этого нужно развивать инфраструктуру, создавать новые рабочие места, поднимать людям зарплаты, чтобы они не думали об отъезде. Всего этого Литва не может позволить себе делать. Поэтому, чтобы не сеять панику среди жителей Литвы, ей и приходится потчевать свой народ надеждами на лучшую жизнь в будущем, делая «хорошую мину при плохой игре». Но, как сказал Авраам Линкольн: «Можно обманывать часть народа всё время и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать весь народ всё время». Думается, что Дале Грибаускайте очень скоро придётся столкнуться с правдивостью этого высказывания.
Во время передачи президент также отвечала и на многие другие каверзные вопросы ведущего, такие как проблема беженцев на юге Европы и планируемое введение квот по их распределению по всем странам ЕС. Кроме того, были затронуты и вопросы, связанные со введением обязательной военной службы в Литве, отвечая на которые Даля Грибаускайте опять всё свела к российской угрозе. Интервью получалось пресным и стандартным. Однако ближе к концу передачи Гундарс Редерс задал президенту республики вопрос о легализации в Литве однополых партнёрских отношений, как это сделано в Эстонии. На что Грибаускайте ответила: «В Литве нет большой дискуссии. Мне кажется, эта тема не находится в списке актуальных вопросов». Когда же Редерс пытался продолжить эту тему, президент Литвы резко заявила: «Мы не согласовывали этот вопрос. Я не хочу про это говорить.
По моему мнению, мы согласовали определённые вопросы, и не пытайтесь задержать меня на 40 минут. Если вы закончили с вопросами, то мы закончили».
Далее ведущий попытался задать вопрос о том, какой урок был извлечён Литвой после обрушения крыши супермаркета Maxima в Риге, принадлежащего литовской компании. Однако Даля Грибаускайте уже в более категоричной форме сказала: «Это третий вопрос, который не был согласован. Я не готовилась на него отвечать. Прошу вас вырезать эти вопросы. Я думаю, что мы можем закончить интервью». Когда же Редерс решился задать последний вопрос, ещё до его озвучивания он получил ответ: «Хорошо, если этот вопрос согласован. Если нет, то извините, это невозможно». «Я задам вопрос и, если не хотите отвечать, скажите», — заявил ведуший и попросил президента назвать пять, по её мнению, наилучших баскетбольных команд Литвы. Как и следовало ожидать, Даля Грибаускайте оставила его без ответа, произнеся: «Я не могу заканчивать интервью такими вопросами. Мы закончили».
Данная реакция вызвала очень жёсткую полемику в Twitter’е со стороны популярных латвийских персон.
Журналистка канала LTV1 Инга Сприньге написала: «Хм, если Даля Грибаускайте так уверенно потребовала вырезать вопросы, которые не были заранее обговорены, то чувствую, что для литовских журналистов это — норма». Схожего мнения придерживается и политолог Филипп Раевский, сказавший: «Президент Литвы вообразила себя наследницей Миндаугаса и забыла, что означает быть политиком в открытом обществе». Тогда как депутат Сейма Илзе Винькеле была более категоричной: «Нужно научиться действовать как демократический президент, но если это не является свойством личности, то тогда получается лишь роль».
Конечно, у литовского президента также нашлись и защитники. Например, политолог Илзе Островска на своей странице в Facebook так прокомментировала данную ситуацию: «Редерс задавал вопросы так, как если бы он работал на ПБК, и ему нужно было бы собрать данные для нужд российского ГРУ. Даля Грибаускайте вместо того, чтобы уйти от "несогласованных" вопросов элегантно (сославшись, например, на слишком большое несоответствие вопросов теме разговора — внешней политике), дала повод лишним нападкам против себя. В результате Редерс как "агент" ПБК свою провокацию отработал блестяще, однако — довольно непривлекательно как журналист. Похоже на политическую коррупцию. Если это не так, то можно видеть, до чего доводит обычный непрофессионализм».
Да, конечно, можно спорить о журналистской этике и качестве заданных вопросов, но в то же время, как отметила в Twitter редактор портала Re:Baltica и экс-руководитель пресс-службы представительства Еврокомиссии в Латвии Санита Емберга, «журналистам не нужно согласовывать вопросы. Даже уточнение тем — это жест доброй воли. Поговорим о России, Литве и других вещах — этого достаточно». И думается, все, кто соглашается на интервью, будь они хоть трижды президентами, и особенно — если они считают свои страны демократическими, должны это понимать.