Перед Рижским саммитом «Восточного партнерства» полпред Украины в ЕС предупредил, что если позиция Евросоюза по Украине не изменится, саммит получится провальным. О перспективах Украины на саммите RuBaltic.Ru рассказал украинский журналист Владимир СКАЧКО:
- Владимир Сергеевич, на что может рассчитывать Украина в Риге?
- Ни на что. Будет точное повторение Саммита Украина-ЕС, состоявшегося 27 апреля в Киеве. Это — саммит иллюзий и разочарования от несбывшихся надежд. Украина практически ничего не выполнила из того, что она должна была выполнить даже для саммита «Восточного партнерства» — эрзац- или квазизаменителя вожделенной евроинтеграции. Не будет ставиться ни вопрос интеграции в Евросоюз, ни приближения к НАТО, ни безвизового режима или облегчения визового режима для украинцев. Последнее — это главное, что хотела бы получить Украина, но она этого тоже не получит по той простой причине, что она не готова. И даже не это главное. Не готова к этому сама Европа. Европа возводит «железный занавес» перед Украиной, потому что вполне реально и абсолютно обосновано опасается нечисти и напасти, которая может прийти в Европу из дезинтегрированной Украины.
- Не поэтому ли от киевских политиков, в последние дни в том числе, исходят панические сигналы? Украинский полпред в ЕС Константин Елисеев пригрозил, что Украина вообще ничего не подпишет на саммите, если документы не окажутся достаточно «амбициозными».
- Константин Елисеев напоминает дурачка, который говорит: «Я куплю билеты кондуктору назло и пойду пешком рядом с троллейбусом». Это подстилание соломки на место, куда обязательно упадут. Попытка сделать хорошую мину при очень плохой игре. Попытка обвинить учителей, поставивших «двойку» идиоту, который не выучил и не сделал домашнего задания. Здесь что угодно можно делать.
Украина только тогда бы имела право предъявлять Европе претензии, если бы она все сделала сама. Если бы она, грубо говоря, построила Европу у себя дома, на Украине, а потом только предложила принять себя как равноправного полноценного члена ЕС.
А так она стоит с протянутой рукой, клянчит, бросается, как неврастеник, угрозами. И есть промежуточная стадия, кропотливая системная работа на приближение Украины к Европе по всем европейским стандартам, начиная экономикой, заканчивая политической демократией, свободой слова, обеспечением прав человека, верховенством права и далее по списку. Ничего из этого на Украине нет, абсолютно ничего. На любые процессы, обещанные Украиной Европе, в лучшем случае есть какие-нибудь красивые лозунги, напечатанные на билбордах. Все украли, на остаток денег поставили плакаты «Мы победили коррупцию». Есть шутники, которые говорят: «У меня на сарае тоже слово из трех букв написано, а на самом деле там дрова». Так и здесь, Украине нужно изнутри реформироваться, как-то подстраиваться, трансформироваться, а потом уже предъявлять кому-либо претензии.
- Летом президент Порошенко подписал экономическую часть соглашения об ассоциации с Евросоюзом. За прошедшие полгода можно сказать, что Украина получала какие-нибудь экономические выгоды от него?
- А что она могла получить? Там выгоды и не предусмотрены. Они предусмотрены в процессе трансформации украинской экономики по отношению к европейским стандартам. Импорт в Европу из Украины жестко квотирован и детерминирован европейскими протоколами. Только в соответствии с ними украинская продукция может пойти в Европу, и то, повторюсь, по жестким квотам. В это же время Украина открывает свой рынок для европейских товаров. Европа здесь поступает с Украиной как типичная колониальная метрополия, которая получает себе новый рынок и пытается «апгрейдить» свою экономику за счет новых рынков сбыта для своих товаров.
Какие-либо преимущества для Украины есть исключительно на бумаге в виде обещаний. Как говорят, между «я тебе дам» и «на тебе» есть большая разница. Украина сейчас ощущает эту разницу, и никто ей ничего не дает. Вполне оправданно не дает.
- Надежда на отмену виз сохранилась?
- Надежда-то всегда есть. Как говорится, она умирает последней после того, как умирают вера и любовь. Вера и любовь к России сейчас медленно умирают, остается надежда. Но ее мало. Например, я лично присутствовал 28 июня 2008 года при подписании соглашения между Украиной и ЕС о первом этапе приближения к безвизовому режиму. Тогда были вообще супер-надежды! Потом все уперлось в Украину, в ее топорность во всех отношениях.
- Было озвучено, что на саммите подпишут документ, предоставляющий Украине 1,8 млрд евро финансовой помощи…
- Опять же, между «я тебе дам» и «на тебе» большая разница. Гарантию могу дать всему. Украина должна подготовить площадки, под которые она получит деньги. Они же не могут просто прийти и ссыпать миллиард евро куда-то. Должны быть четкие программы, под что они пойдут, и ответственные финансовые каналы, по которым будут выделяться деньги на те или иные действия.
Я не верю, что Украина не подпишет какой-то итоговый документ, декларацию или меморандум. Там будут указаны приятные вещи, но не будет сказано главного. Не будет сказано, что Украина может рассчитывать на членство в ЕС даже в ближайшей перспективе и что она получит безвизовый режим. Никто не хочет брать ответственность, называя точные даты, зная, что в любой момент все сроки могут быть сорваны.
- На Ваш взгляд, удастся ли Порошенко пролоббировать в Риге украинские интересы?
- Ничего не удастся, кроме того, что он пожмет всем руки и с ним классно сфотографируются. Сделают селфи в туалете — это максимум. Ничего более.