Россия и ЕС вошли в клинч по главному вопросу в их отношениях — газовому. Президент России Владимир Путин приказал разорвать контракты «Газпрома» с теми недружественными государствами, которые откажутся платить за газ в рублях. Лидеры крупнейших стран Евросоюза заявили, что покупать российскую валюту для оплаты газа не будут. Для них такое невозможно по мировоззренческим основаниям: это Россия как сырьевая периферия мировой экономики должна покупать евро и доллары, ведь США и ЕС — центр мира и «соль земли».
Если оплата счетов за российский природный газ с 1 апреля не будет производиться с рублевых счетов в банках России, то это будет считаться неисполнением обязательств покупателями по заключенным контрактам, сказал Путин 31 марта.
«Нам никто ничего бесплатно не продает, и мы тоже не собираемся заниматься благотворительностью. То есть действующие контракты будут остановлены. Вновь подчеркну: в ситуации, когда финансовые системы западных стран используются как оружие, когда компании из этих государств отказываются исполнять контракты с российскими банками, предприятиями, физическими лицами, когда активы в долларах и евро замораживаются, использовать валюты этих стран не имеет смысла», — считает российский лидер.
После того, как Евросоюз запретил передавать в Россию евро, ее требование оплачивать газ в рублях выглядит само собой разумеющимся. А как еще? Не бесплатно же его отдавать?
Однако лидеры крупнейших стран ЕС категорически отвергли российское условие: Европе закупать рубли невозможно — и баста!
«Там [в контрактах] написано, что оплата производится в евро. Иногда в долларах, но, как правило, в евро. Я четко заявил в разговоре с российским президентом, что так оно и останется», — сказал канцлер Германии Олаф Шольц. Президент Франции Эммануэль Макрон в разговоре с российским президентом сообщил Путину лично, что для Франции невозможно оплачивать газ в рублях.
Нужно отметить, что это не единая европейская позиция. О готовности платить за газ в российской валюте заявили Словакия, Болгария, неоднозначна позиция Венгрии. Однако главные страны ЕС отвергают все доводы разума с таким догматичным упрямством, слово они не Германия и Франция, а Польша и Литва.
Как тут не вспомнить недавнее заявление главы правительства Польши Матеуша Моравецкого о том, что польский подход в отношении России, который ранее считался в Западной Европе русофобией, теперь стал общим местом.
Впрочем, Моравецкий переоценивает влияние своей страны. Западноевропейские карикатурщики и саму Польшу рисуют в образе страшного небритого мужика в ватнике, который шаром для боулинга сбивает европейские «кегли», то есть подрывает единство ЕС. Поляки для «старых» европейцев — такие же «дикари с востока», как русские. На них так же распространяется высокомерие со стороны основателей Евросоюза.
В этом высокомерии — ключ.
Для европейцев немыслимо покупать рубли, потому что долгое время считалось, что США и Европа — это центр мировой экономики, а Россия — периферия, и поэтому только россияне должны покупать доллары и евро, но никак не наоборот.
О позиции стран ЕС по газу надо знать одно: они интоксицированы своей либеральной идеологией и своим эгоистическим мировоззрением, согласно которому они — «соль земли». Нельзя пренебрегать нерациональными мотивами в их поведении, учитывая, какую роль в политике Евросоюза играет догматизм — пресловутые «европейские ценности».
СССР тоже был идеократией: если оценивать решения горбачевского Политбюро из соображений одних национальных интересов, логики, прагматизма и здравого смысла, то невозможно понять, почему эти люди вели себя так, как вели, и почему распался Советский Союз.
Для Западной Европы покупать рубль немыслимо. Для Восточной — тоже, но по другим причинам.
В любом случае, согласно верной для них всех либеральной экономической теории, Россия — это разваливающаяся экономика, которая не смогла войти в Евросоюз и перейти на евро и, соответственно, потеряла место под солнцем. А рубль — самая слабая, никчемная и завалящая валюта, не имеющая хождения нигде за пределами страны.
Покупать у нее рубли для стран еврозоны все равно что покупать индонезийскую рупию.
Столкновение воображаемой картины мира европейцев с объективной реальностью, в которой Индонезия — самая быстрорастущая экономика мира, которая скоро обгонит по совокупному ВВП Германию, а блистательная Европа критически зависит от России с ее презренным рублем, будет болезненным.
Придется померзнуть, посидеть без работы, без света, задуматься о том, к чему была вся эта эскапада против России вообще и ее национальной валюты в частности.
Жестко? Да. Но только так наркоманов возвращают из розовых галлюцинаций в реальность.