×
Экономика Экономика

Литва продала «энергетическую независимость» полякам

Источник изображения: klaipedos nafta

Польская государственная компания PGNiG отныне будет эксплуатировать распределительную станцию СПГ в литовской Клайпеде. Варшава получит не только контроль над газовыми хранилищами в прибрежной зоне, но и возможность решать, кто именно будет заполнять их топливом. Этот мелкий коммерческий контракт можно рассматривать как закономерный результат польских притязаний на роль газового хаба в Балтийском регионе и стремления Литвы перепродать свою «энергетическую независимость».

Два года назад в семи километрах от терминала Independence в Клайпеде появилась малотоннажная газораспределительная станция, состоящая из пяти резервуаров. Отсюда СПГ перегружают в автоцистерны и доставляют конечному потребителю, а также используют для бункеровки судов, работающих на сжиженном природном газе.

По задумке руководства Klaipedos Nafta, станция должна быть полезна потребителям, у которых нет доступа к магистральным газопроводам.

Сама идея этого проекта — не что иное, как жест отчаяния литовских властей.

С 2014 года они безуспешно пытаются «вытянуть» арендуемый у норвежцев СПГ-терминал на уровень самоокупаемости (о прибыли речь вообще не идет). Когда стало ясно, что Independence не оправдывает возлагаемых на него надежд, в Klaipedos Nafta решили поэкспериментировать с поставками СПГ без регазификации. Его можно использовать в качестве моторного топлива для автотранспорта, морских и речных судов, электрической генерации в отдельных районах.

Пять хранилищ общим объемом пять тысяч кубометров сжиженного газа строили немецкая компания PPS Pipeline Systems и ее чешский партнер Chart Ferox. Открытие станции приурочили к третьей годовщине прибытия в Клайпеду СПГ-терминала, а само событие преподнесли как очередной «успешный» проект Литвы в сфере энергетики.

Экс-глава Klaipedos nafta Миндаугас Юсюс рассказывал о перспективах сотрудничества с международным производителем пластиковых заготовок Indorama и логической компанией Girteka. По его словам, некоторые местные фирмы даже рассматривали возможность строительства собственного хранилища СПГ вблизи распределительной станции. Отсюда же можно поставлять топливо для производства электроэнергии в городах на севере Литвы.

В общем, на словах все было замечательно.

А на деле что-то пошло не так. Иначе как объяснить тот факт, что недавно Klaipedos Nafta решила сдать в аренду свои хранилища СПГ?

«Достигнув соглашения, мы сможем сосредоточиться на деятельности оператора инфраструктуры, обеспечить стабильный поток доходов и покрыть капитальные и операционные расходы. Между тем стратегический партнер будет отвечать за продажи СПГ и развитие рынка», — сообщали в компании.

«Стратегическим партнером» в итоге стала PGNiG — в конкурсе участвовали пять компаний, но самые выгодные условия предложили поляки. От этой сделки остались в восторге и министр энергетики Литвы, и гендиректор Klaipedos Nafta. Вильнюс высоко оценил польский опыт и компетенцию в сфере торговли сжиженным природным газом. Вероятно, Литва рассчитывает, что теперь нефтегазовый гигант из соседней страны сумеет наладить работу перегрузочной станции в Клайпеде.

Примечательно, что контракт вступит в силу через четыре месяца. Именно к этому времени, по задумке литовских властей, станция должна была превратиться в курицу, несущую золотые яйца.

Ее рентабельность Миндаугас Юсюс связывал с возрастающей потребностью в использовании СПГ как транспортного топлива.

«Согласно нашему бизнес-плану, станция должна стать прибыльным объектом в 2020 году. До того времени мы видим последовательный рост деятельности, а более стремительный рост потребности в ее услугах мы видим между 2020 и 2025 годами», — говорил во время открытия объекта бывший глава Klaipedos Nafta.

Счастье рядом — на носу тот самый переломный 2020 год. Но вместо того, чтобы самостоятельно снимать сливки с проекта, покорять рынок малотоннажного СПГ и строить дополнительные резервуары, литовский оператор обращается за помощью к более продвинутым полякам.

Казалось бы, зачем делиться прибылью?

Или с прибылью дела опять не заладились?

Для маленькой прибалтийской республики PGNiG — компания, которая ворочает миллиардами долларов — действительно видится нефтегазовым гигантом. На рынке сжиженного природного газа у поляков больше связей и больше возможностей. Поэтому в Литве и надеются, что Варшава «выжмет» из газораспределительной станции в Клайпеде максимум прибыли.

Польша, в свою очередь, не прочь попытать счастья на рынке малотоннажного СПГ в странах Балтии. В последние годы этот рынок действительно развивается ударными темпами (главным образом за счет растущего потребления дешевого и экологически чистого газомоторного топлива). Возняк прямо связывает аренду станции с укреплением позиций PGNiG в Центральной и Восточной Европе.

То есть литовская «энергетическая независимость» — это усиление государственной нефтегазовой компании из соседней Польши.

Литва смогла освободиться от гнета «советской оккупации» и «монополии Газпрома», но сделать следующий логичный шаг — стать самостоятельным игроком — оказалась не в силах. Или просто не захотела. В конце концов, всегда проще «лечь под кого-то». В энергетики идеальным «сюзерном» для Литвы может стать Польша, подчиненная тому же «вашингтонскому обкому».

Пока соглашение между PGNiG и Klaipedos Nafta видится мелкой коммерческой сделкой. Но позиция Возняка свидетельствует о том, что аппетиты Варшавы могут не ограничиться одной перегрузочной станцией.

«С точки зрения безопасности поставок очень важно, чтобы PGNiG самостоятельно определял, кто будет поставлять СПГ на распределительную станцию ​​в Литве», — заявил руководитель компании.

Казалось бы, все логично: поляки получают полный контроль над арендуемой инфраструктурой. Вопрос только в том, как именно реализовывается право PGNiG на выбор поставщика СПГ. Доставлять сжиженный газ в хранилища, скорее всего, будут небольшими танкерами-газовозами с того же терминала в Клайпеде.

Так не начнут ли Возняк и его подопечные пояснять своим литовским коллегам, с какими трейдерами Independence может работать, а с какими — нет?
И если начнут, то что же в итоге останется от «энергетической независимости» Литвы?

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Статья доступна на других языках:
Читайте также
Прибалтика потеряла ученика: Молдова вернулась к сотрудничеству с Россией
29 ноября 2019
Новое правительство Молдовы восстановило межправительственный диалог с Москвой. Это дало моментальные результаты.
После разговора с Зеленским Путин вызвал к себе Миллера и Новака
26 ноября 2019
Министр энергетики Александр Новак и председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер приехали в подмосковную резиденцию президента России Владимира Путина.
СПГ-терминал вгоняет Литву в долговую кабалу
26 ноября 2019
Литовская государственная компания Klaipėdos nafta собирается взять кредит на содержание СПГ-терминала в Клайпеде. Дополнительные средства нужны властям республики, чтобы «угомонить» концерн Achema, для которого бремя «энергетической независимости» оказалось слишком тяжелым.
В Польше за газовые контракты с Россией задержаны экс-руководители EuRoPol GAZ
26 ноября 2019
Трое бывших членов правления компании EuRoPol GAZ задержаны в Польше.
Новости партнёров