×
Экономика Экономика

В Литве достроили миф об энергетической независимости

Источник изображения: president.lt

В Литве завершён энергетический проект, который, по замыслу его инициаторов, должен даровать энергетическую независимость республике и, возможно, всему региону. Однако на поверку оказывается, что «политические» цены на энергоносители лучше «экономических», а выгодна эта энергетическая самостоятельность не Прибалтике, а Норвегии.

Восславим СПГ

Литва 27 октября наконец осуществила свою заветную мечту о диверсификации газовых поставок, получив иной, кроме российского, источник энергии. В Клайпедский морской порт пришло судно СПГ «Independence» («Независимость»), которое, как ожидается прибалтийскими элитами, станет альтернативой традиционным поставкам газпромовской энергии. Судя по оценкам в самой балтийской республике и из-за рубежа, этот день вполне можно было бы признать вторым днём независимости Литовской Республики.

Альгирдас Буткявичюс, премьер-министр Литвы:

«Сегодня (27 октября) мы объявляем о de facto начале энергетической независимости. Я взволнован, так как последние годы это было одной из самых ответственных задач нашего правительства. У нас не было права опаздывать, хотя во время строительства пришлось решать не одну головоломку».

Даля Грибаускайте, президент Литвы:

«Терминал сжиженного природного газа показывает волю Литвы и способность осуществлять важные энергетические и геополитические проекты. Судно «Independence» - это реальный шаг для обеспечения безопасности всего Балтийского региона. Наконец, мы энергетически самостоятельное государство. Никто не сможет шантажировать или заставить нас заплатить «политическую цену». Мы не будем зависеть от поставок «Газпрома». В случае перебоев в поставках наш СПГ-терминал сможет удовлетворить около 90% потребностей трёх балтийских государств в газе».

Разработка проекта СПГ-терминала началась в 2009 году ещё при правительстве консерваторов, а в 2011 году Сейм Литвы принял соответствующий закон. «Независимость» - первый подобный проект в Прибалтике, а в регионе Балтийского моря такой терминал есть только у Швеции.

Экс-министр энергетики Латвии Юрис Озолиньш поддерживает соседей и тоже считает, что прибывший в Клайпеду терминал впредь не позволит «Газпрому» диктовать свои условия. Озолиньш не исключает, что в результате конкуренции Литва будет не только обеспечивать себя, но и поставлять газ в Латвию.

Стремление прибалтийских республик к диверсификации энергопоставок полностью одобряется старшими заокеанскими партнёрами.

Джеймс Инхоф, сенатор США:

«Торжественное открытие первого в Литве терминала СПГ знаменует важный шаг в усилиях наших союзников по освобождению от России, которая манипулирует рынками природных ресурсов, реализуя повестку внешней политики, тисков и влияния. Имея это в виду, нашей ответственностью является обеспечение их потребности в добываемом в США газе. (…) Сравнительно небольшой спрос, который есть в маленьких государствах, таких, как Литва, может остаться без возможности получать газ из США и не сможет обеспечить поставок газа, ведь у них нет переговорной мощи для конкуренции с крупными странами».

Заявление американского ястреба поддержал министр энергетики Литвы Рокас Масюлис, выразивший надежды, что США будут играть важную роль на площадке мировой энергетики и сообщивший, что «сжиженный газ из США очень ждут в Литве».

Как говорится в докладе Еврокомиссии об устойчивости газовой системы Европы, клайпедский СПГ-терминал способен защитить потребителей Литвы, Латвии и Эстонии в случае перебоев в поставках газа.

Заплатит потребитель

Несмотря на все эти звонкие речи, политическая составляющая проекта бросается в глаза: при всей внешней привлекательности клайпедского проекта, до сих пор неизвестно, будет ли Литва (даже при заинтересованности в терминале её соседей, как ожидают в Еврокомиссии) способна оплатить свою энергетическую «независимость».

Президент Грибаускайте убеждена, что сегодня Литва переплачивает за российский газ, даже несмотря на 20-процентную скидку, предоставленную «Газпромом» этим летом. Цена в 370 долларов бывшему руководителю Вильнюсской высшей партийной школы ЦК КПСС кажется неприемлемой и политической, поэтому Грибаускайте и предлагает народу Литвы закупать сжиженный природный газ по «рыночной цене». Но на что указывают цифры, а не президент?

Стоимость газа для литовского потребителя с введением в эксплуатацию СПГ-терминала станет зависеть не от цены на нефть, а от колебаний на британской спотовой площадке NBP. За последние 4 месяца перед объявлением о сделке на поставку СПГ с кампанией «Statoil», средняя цена на NBP влияла бы на стоимость газа таким образом, что тысяча кубометров обошлась бы Литве в 350 - 390 долларов (напомним, что цена «Газпрома» - 370 долларов). Если бы контракт был подписан годом ранее, то цены для потребителей газа в Литве и вовсе составили бы 470 - 540 долларов.

Несмотря на экономическую неоднозначность и открытый вопрос конечной стоимости энергоносителей, в октябре руководство Литвы уже подписало договор о поставках сжиженного газа на пять лет с норвежской компанией «Statoil». Однако это соглашение неспособно полностью покрыть потребности государства в энергоресурсе. Так, Литва смогла зарезервировать у норвежцев 540 млн. кубометров газа в год, притом что в 2013 году потребление составляло порядка 2,6 млрд. кубометров.

Алексей Гривач, замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (Россия):
«Летом при самых хороших ценах на газ на споте в Европе цена норвежского СПГ для Литвы будет соответствовать цене российского газа, а зимой она будет существенно её превосходить. Разница будет в 100 – 150 долларов за тысячу кубометров, не меньше. Цены на норвежский газ не фиксированные, в основе будут заложены спотовые цены в британском хабе, но к ним будет прибавляться надбавочный коэффициент. Даже если предположить, что Литва найдёт 3 млрд. кубов газа в Норвегии, то получится, что литовским потребителям придётся заплатить сверху лишние 100 – 150 млн. долларов».

В итоге «политическая» цена российского трубопроводного газа для литовцев оказывается куда как более приемлема, чем «экономическая» цена СПГ. Осознавая, что налогоплательщики выберут более дешёвый продукт, власти Литвы вспомнили про свои коммунистические шинели и решили действовать методами принуждения, в «лучших» традициях недавнего тоталитарного прошлого. Так, жителей Литвы на законодательном уровне обязали закупать для своих нужд 25% энергоресурсов с нового СПГ-терминала. Ситуация принуждения к ежемесячной покупке не просто абсурдна, но ломает главный аргумент литовских властей о рыночном ценообразовании и конкуренции.

Зависимость от независимости

Преимуществом российских поставок сегодня является их бесперебойность в необходимом объёме, а также стабильность цен. Всё-таки международный рынок СПГ куда как менее предсказуем, чем рынок традиционной доставки природного газа. И если литовские политики способны обязать своих граждан покупать определенный объём газа с нового терминала, отменить базовые экономические законы им пока ещё не под силу. Понятно, что цены на энергоноситель упадут лишь в случае, если предложение будет расти быстрее, чем спрос. Однако, например, прогнозы авторитетной аудиторской компании «Ernst&Young» неутешительны: «Ожидается, что рост спроса на СПГ будет ещё существеннее, в особенности до 2020 года. Несмотря на значительный разброс в оценках, большинство отраслевых аналитиков и экспертов сходятся в том, что ежегодный рост составит около 5 - 6%».

Сегодня цены на газ в Азии значительно выше, чем в Европе, и чтобы заманить экспортёра СПГ в свой терминал, Литве нужно предложить аналогичную сумму. Именно по этой причине в прошлом году в ЕС было загружено только 20% мощностей всех терминалов сжиженного газа.

Литовский внутренний рынок сам по себе достаточно невелик, и при отсутствии экспорта СПГ-терминал не сможет быть экономически рентабельным. Но если Литва хочет видеть «Независимость» как СПГ-терминал для всего региона, то дружная прибалтийская семья не разделяет подобных взглядов. Глава правительства Латвии Лаймдота Страуюма во время своего недавнего визита в Литву так и не сказала, будет ли её страна закупать литовский газ, даже если он будет дешевле газпромовского. Эстония и Финляндия пытаются найти возможности для создания совместного СПГ-терминала. В свою очередь, Польша, которая решила наполнять собственный терминал, строящийся в Свиноуйсьце, катарским газом по 600 долларов за тысячу кубометров, как никто другой продемонстрировала желание стать самостоятельным игроком газового рынка.

Отдельная сложность для Литвы - затраты на регазификацию из сжиженного состояния. Ценою этого процесса является арендная плата терминала, выплачиваемая независимо от степени его загрузки. В случае работы в четверть мощности, как это планируется в Литве, стоимость регазификации увеличится со средних в таких случаях 20 до 80 долларов за тысячу кубометров.

На что же тогда надеется литовское руководство, запуская этот СПГ-проект? В конце 2015 года у Литвы истекает срок долгосрочного контракта с «Газпромом». При вопросе о подписании нового соглашения литовские власти будут использовать новый СПГ-терминал как инструмент давления, в очередной раз прося снижения цен. Однако в российском концерне не могут не знать о «феноменальной» конкурентоспособности норвежского газа для Литвы, а потому снижение стоимости российского газа если и произойдёт, то по совершенно другим причинам: это необходимо «Газпрому», главным образом, для уступок по условиям работы в рамках Третьего энергопакета.

Несмотря на политическую важность клайпедского проекта, ни Литва, ни её заокеанские партнёры не смогли пролоббировать выгодный контракт у кого-либо из экспортёров СПГ. В итоге единственным выгодополучателем литовской энергонезависимости сегодня является норвежский капитал. Осознавая это, скандинавские инвесторы «BW Maritime» уже недвусмысленно заявили о своём интересе в отношении латвийского Инчукалнского подземного газохранилища, а норвежский министр по делам ЕС и европейского экономического пространства Видар Хельгесен предупредил, что цены на газ не будут снижаться, если российский окажется дешевле. «Мы придерживаемся принципа, согласно которому не вмешиваемся в ценообразование», - сказал Хельгесен во время пресс-конференции в связи с прибытием в Клайпеду судна-хранилища газового терминала, отвечая на вопрос о том, как себя будет вести Норвегия, если «Газпром» снизит свои цены и Литве станет невыгодно покупать газ у «Statoil».

Если норвежские политики своё слово сдержат, то Литва вместо «второго дня независимости» получит в Клайпеде головную боль в виде дорогого газа – невкусно, но полезно. Правда, и полезность у такого новшества сомнительная: получается, что желание Прибалтики быть «по-настоящему независимой» полезно лишь для одной страны - Норвегии.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров