Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Воскресенье
26 Марта 2017

Стратегическое партнёрство Китая и Европы невозможно без России

Автор: Александр Носович

Стратегическое партнёрство Китая и Европы невозможно без России

07.11.2016  // Фото: mfa.gov.pl

В Риге прошёл саммит формата «16+1», на котором премьер-министры стран Центральной и Восточной Европы подписали ряд документов о сотрудничестве с Китаем. Формат «16+1» предлагается сделать частью стратегического сотрудничества Европейского союза с Китаем, в том числе в транзитной сфере. Однако стратегическое сотрудничество Китая с ЕС (особенно в транзитной сфере) невозможно без участия России и Евразийского экономического союза, тогда как именно страны Центральной и Восточной Европы (включая Прибалтику) препятствуют стратегическому партнёрству Евросоюза с Россией и призывают западных союзников не признавать ЕАЭС.

Формат «16+1» – это региональная инициатива Китая, направленная на сближение и налаживание сотрудничества в сфере транспорта, финансов, науки, культуры, образования и инвестиций со странами Центральной и Восточной Европы. С европейской стороны в формате участвуют Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия, Черногория, Чехия и Эстония. Приоритетными областями сотрудничества с этими странами Китай определяет инфраструктуру, высокие технологии и «зелёные технологии». Первый саммит формата «16+1» прошёл в 2012 году в Варшаве. В нынешнем году честь проведения саммита досталась Латвии. На прошлой неделе в Ригу съехались премьер-министры 18 стран, а также около 750 чиновников и бизнесменов.

Приоритетом Латвии при проведении мероприятия была объявлена транзитная отрасль. Президент Латвии Раймонд Вейонис во время встречи с премьер-министром Китая Ли Кицяном заявил, что Латвии и Китаю необходимо развивать стратегическое сотрудничество в сфере транспорта и логистики. Кроме того, необходимо способствовать экспорту в Китай латвийской продукции.

«Нам надо продолжать создавать синергию между инициативами ЕС, такими как "план Юнкера", "Трансъевропейские сети", и инициативами Китая: "Новый Шёлковый путь", инициатива трёх морских портов. Мы также должны продолжать интеграцию формата "16+1" в стратегическое партнёрство между ЕС и Китаем», – заявил по итогам саммита главы правительства Китая с премьер-министрами государств Центральной и Восточной Европы премьер-министр Латвии Марис Кучинскис.

Марис КучинскисМарис Кучинскис

Вот здесь и появляется фундаментальное противоречие между декларациями саммита в Риге и реальностью.

Как страны Центральной и Восточной Европы и особенно страны Прибалтики намерены наладить стратегическое партнёрство Евросоюза с Китаем, разрушая при этом стратегическое партнёрство Евросоюза с Москвой, проводя политику «сдерживания России» и разрывая старые связи с восточным соседом?

«Если говорить о геоэкономике, о транзитном положении, то, безусловно, для Китая представляет интерес и Санкт-Петербург, и Рига / Вентспилс, и Клайпеда, и Гданьск. Другое дело, что тот неподдельный энтузиазм, который мы наблюдали в Риге, – он не совсем адекватен, поскольку, как известно, Латгалия не граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая. Поэтому если кто-то думает, что можно протащить поезд из Китая в Латвию, минуя Россию, то этот "кто-то" должен купить себе глобус», – заявил RuBaltic.Ru президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Межевич.

К прошедшему в Риге саммиту возникает сразу несколько вопросов. Первый: участниками саммита неоднократно упоминался «план Юнкера» и предлагалось координировать эту европейскую инициативу с внешнеэкономическими инициативами Китая. А что такое «план Юнкера»? Это инвестиционная инициатива Европейской комиссии, направленная на оживление экономики с помощью масштабных инвестиций в реальный сектор, включая промышленность, строительство и инфраструктуру. Фактически «план Юнкера» означает реиндустриализацию ЕС.

Как это согласуется с экономической идеологией той же Прибалтики, страны которой без доли сомнения четверть века считали себя самыми прогрессивными на постсоветском пространстве на том основании, что уничтожили свою промышленность и сделали экономической специализацией сферу услуг? Теперь ЕС объявляет работающую промышленность стратегической ценностью и вместо перевода производства в страны «третьего мира» предлагает реиндустриализацию и создание новых рабочих мест за счёт промышленных предприятий в Европе. И в Риге власти Латвии демонстрируют свою приверженность «плану Юнкера» на фоне поросших бурьяном фабрик и разобранных на металлолом заводов. У них не возникает чувства несоответствия?

Другой вопрос: «Новый Шёлковый путь», также именуемый «Великий шёлковый путь 2.0», на подключении к которому не прочь заработать правительства стран Прибалтики. Но ведь северный коридор этого грандиозного трансконтинентального проекта (а другие коридоры для Прибалтики, в силу её географического положения, неактуальны) идёт из Китая через Казахстан, Россию, Беларусь, то есть через страны Евразийского экономического союза. Сопряжение ЕАЭС с проектом «Нового Шёлкового пути» давно подтверждено официально.

Однако Литва, Латвия и Эстония не признают ЕАЭС и призывают не признавать существования Евразийского экономического союза западных союзников, занимаясь демонизацией евразийской интеграции и называя её «возрождением имперских амбиций Кремля», – о каком стратегическом сотрудничестве с Китаем в транзитной сфере и участии в проекте «Нового Шёлкового пути» прибалтийские политики, в таком случае, могут говорить?

Николай Межевич
Николай Межевич

«Это можно прокомментировать только в духе известного анекдота: вы или крестик снимите, или трусы наденьте. В данном случае Европейскому союзу, включая страны Прибалтики, придётся или договариваться с Россией, или отказываться от сотрудничества с Китаем, – говорит Николай Межевич. – Если от сотрудничества только с Россией часть европейских политиков готовы отказаться, то от сотрудничества с Россией и Китаем в рамках их интеграционного проекта отказаться уже не сможет никто».

Так что из надежд Прибалтики на получение нового импульса к развитию за счёт стратегического сотрудничества с Китаем выходит очевидная бессмыслица в том случае, если налаживать это сотрудничество Вильнюс, Рига и Таллин намерены, продолжая в то же время свою антироссийскую политику.

В более широком смысле, невозможно и стратегическое сотрудничество всего Евросоюза с Китаем при сохранении политики «сдерживания России» и продолжении демонстративного игнорирования евразийской интеграции и отказа признавать ЕАЭС. В первую очередь это стратегическое сотрудничество невозможно в транзитной сфере – в рамках проекта «Нового Шёлкового пути». От «сдерживания России» Европейскому союзу неизбежно придётся рано или поздно отказываться и начинать возвращение к партнёрским отношениям, в перспективе предполагающим стратегическое партнёрство России и ЕС.

Когда Брюссель, Москва и Пекин рано или поздно договорятся о стратегическом сотрудничестве в сфере транзита, то Вильнюс, Ригу и Таллин с их фобиями на тему «возрождений имперских амбиций России» и призывами к продолжению «политики сдерживания», международной изоляции Кремля и расширению санкций никто слушать уже не будет.

Речь идёт о долгосрочном экономическом проекте, который будет определять будущее континента на десятилетия вперёд и сулит его участникам миллиарды долларов прибыли, – при таком раскладе европейцам будет не до Прибалтики с её фобиями. Литва, Латвия и Эстония рискуют в очередной раз оказаться на обочине мировой истории: будущее будет буквально проложено мимо них, хотя вроде бы географическое положение этих стран благоприятствует их включению в проекты строительства трансконтинентальных торговых путей.

Однако, как известно из заявлений первых лиц Прибалтийских республик, географическое положение, включающее в себя соседство с Россией, – это проклятье Прибалтики. Для успешной, богатой и экономически развитой Финляндии соседство с Россией – подарок судьбы, а вот для Прибалтики – проклятье. Плохим прибалтийским танцорам всегда Россия мешает. Из-за хронически плохих отношений с Россией и сознательного разрыва старых связей на востоке Прибалтика уже потеряла промышленность, торговый флот, значительную часть транзита. Логическое продолжение этой последовательности – потеря возможности получить новый импульс к развитию за счёт присоединения к проекту «Нового Шёлкового пути».

Прибалтийским политикам придётся делать выбор: либо они отказываются от антироссийской политики и получают доступ к трансконтинентальным логистическим проектам, либо продолжают своё «сдерживание России», и прибалтийские порты и железные дороги остаются без китайских грузов.

Хорошие отношения с Россией и формирование стратегического сотрудничества между Брюсселем, Пекином и Москвой целиком и полностью соответствуют национальным интересам Литвы, Латвии и Эстонии. Другое дело, что сближение России с Евросоюзом и реализация любых проектов трансконтинентальной интеграции между ЕС, Россией и Китаем не соответствуют личным карьерным интересам правящих элит Литвы, Латвии и Эстонии, которым делегирована из Вашингтона функция геополитического «буфера» и поручена миссия вбивать клин в отношения Брюсселя и Москвы, разделяя Европу на Россию и ЕС.

До сих пор прибалтийские политики не демонстрировали способности жертвовать своими личными карьерными интересами ради интересов своих стран и народов. Едва ли перспектива стратегического сотрудничества с Китаем и загрузки портов Клайпеды, Риги и Таллина в рамках проекта «Нового Шёлкового пути» способна эту тенденцию переломить. 

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Особенно хорошо понимаешь надуманность проблемы «российской пропаганды», когда в очередной раз сталкиваешься с новостью о том, как еще один молодой отморозок с «бандерой головного мозга» оскорбляет или бьет украинских стариков, осмелившихся пойти против красно-черного мейнстрима.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Сериалы против политики!

Сериалы против политики!

Попробуй отличить правду от выдумки сценаристов!

Игналинская атомная электростанция

Игналинская атомная электростанция

О размахе строительства первой очереди можно судить по следующим цифрам и фактам: построено 50 километров железных и 142 километра автомобильных дорог, уложено 76,5 тысяч тонн арматуры, залито 999 тысяч кубометров монолитного бетона, выполнено 57,5 тысяч кубометров каменной кладки.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо