Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Вторник
06 Декабря 2016

«Бюджет Латвии 2016 года напоминает "затягивание поясов"»

Автор: Андрей Солопенко

«Бюджет Латвии 2016 года напоминает "затягивание поясов"»

09.09.2015  // Фото: http://www.profi-forex.org

Государственный бюджет является одним из важнейших финансовых документов, определяющих цели и задачи страны на будущий год. Окончательный вариант бюджета на 2016 год будет передан на утверждение парламента лишь в конце месяца, но уже сейчас поступающая информация о принимаемом документе позволяет сделать вывод, как Латвия будет жить в ближайшее время. О том, что может ожидать жителей страны в случае принятия нынешнего бюджета, порталу Rubaltic.Ru рассказал депутат Сейма, заместитель председателя фракции «Согласие» Валерий АГЕШИН.

- Г-н Агешин, не так давно Вы выступили с резкой критикой проекта бюджета на будущий год. Скажите, пожалуйста, что именно в нём не устраивает Вашу партию?

- Прежде всего, хочу подчеркнуть, что пока все оценки являются предварительными, так как в парламенте дискуссии по бюджету ещё не начинались, а в правительстве, думаю, что ещё и не закончились. Рассмотрение бюджета в Сейме начнётся 30 сентября, а завершится 5 ноября. На мой взгляд, достаточно странным выглядит то, что в правительстве бюджет обсуждался за закрытыми дверями, а информация о нём просачивалась дозировано. В этом проекте миллионы выделены для силовых структур и предусматривается повышение налогов, что входит в определённое противоречие с установками и обещаниями не только нашей партии «Согласие», но и даже самой коалиции.

- А что является приоритетом партии «Согласие» и куда необходимо бы направить финансирование в первую очередь?

- Нашими приоритетами остаются образование, медицина, социально незащищённые пенсионеры, развитие регионов. Мы не говорим, что на силовые структуры не выделялось денег, но именно силовые структуры, армия, правоохранительные органы в этом бюджете остаются в выигрыше. Конечно, говорить, что защищать свою страну не надо, это неправильно, и если деньги будут с толком потрачены, например, на борьбу с нелегальной миграцией, то это можно только приветствовать. В то же время, у нас нет уверенности, что выделенные этим структурам средства будут потрачены с умом, на фоне так называемых «геополитических вызовов и угроз».

- Может ли «Согласие» поддержать нынешний проект бюджета?

- Если быть объективным и говорить о плюсах этого бюджета, то единственное, о чём можно дискутировать – это введение прогрессивного подоходного налога, так называемого «налога солидарности». Правда, кажется, что коснётся он только узкой группы лиц – от 4 до 5 тысяч человек, получающих зарплату свыше 4 тысяч евро. Мы однозначно будем работать над тем, чтобы эту категорию лиц расширить. Эту идею о прогрессивности, которая является краеугольным камнем многих социал-демократических партий Европы, мы поддерживаем, но также считаем, что её нужно развивать, понижая эту планку доходов.

В то же время, по проекту бюджета чувствуется, что Латвия становится всё меньше – размеры страны в экономическом плане уменьшаются, потому что уехавшие на заработки люди не возвращаются.

Мы будем вносить в бюджет соответствующие предложения, чтобы привести его в приличный вид, но если они будут отвергнуты, то мы совершенно определённо проголосуем против него. Так как мы с очень большим недоверием относимся к тем, кто этот бюджет готовил. На мой взгляд, авторов бюджета можно назвать «неэффективными менеджерами в правительстве». У нас нет оснований им доверять и, кроме того, мы по определению не можем поддержать и не поддержим запланированное в бюджете повышение налогов, хотя ясно, что эти вопросы по налогам будут главным предметом дискуссии при рассмотрении бюджета в парламенте после передачи данного проекта в сейм.

- Латвийское правительство опять решило залезть в карман к своим жителям? С чем, по Вашему мнению, связано это очередное повышение налогов и какие конкретно налоги предусмотрено повысить?

- Все налоговые изменения, которые предлагаются, представляются мне достаточно внезапными. По сути дела, бюджет 2016 года будет бюджетом «затягивания поясов», если, конечно, ничего не изменится. Причины здесь заключаются в том, что это недобор прироста ВВП, на что, несомненно, повлияла «война санкций» между Евросоюзом и Россией, а также существенное увеличение расходов на оборону. Для решения этой проблемы можно было пойти двумя путями: или урезать расходы министерств, или же повысить налоги. Похоже, правительство собирается идти по второму пути и будет повышать налоги. Но могу сказать, что, на мой взгляд, правительство собирается «затягивать этот пояс у народа на шее». Это напоминает те меры, которые осуществлялись в 2008–2009 году в разгар экономического кризиса. Тогда был глобальный кризис и падение ВВП. Однако сегодня все эти меры не стыкуются с бодрыми отчётами, что рост ВВП в Латвии опережает все прогнозы. Также, если государство хочет получить дополнительную сумму в казну, то мне кажется, что помимо прогрессивного налога нужно серьёзно проанализировать идею о снижении, а не о повышении налогов. При повышении налогов бóльшие суммы просто не будут получены в бюджет, тогда как при понижении у предпринимателей будет меньше желание убегать от уплаты налогов, и, стало быть, будут обеспечены бóльшие налоговые поступления.

Кроме того, интересно, что в этом проекте бюджета видно несоблюдение обещаний правительства, которые прозвучали год назад в период парламентских выборов. Например, в 2016 году правительство, вопреки обещанному, не планирует снижать ставку подоходного налога с населения на 1%. Также предусматривается повышение акциза на топливо, тогда как удорожание горючего автоматически отразится на стоимости и других товаров и услуг. Ещё предусматривается повысить акциз на алкоголь и на табак.

Минимальную же заработную плату предлагается повысить с нынешних 360 евро на бумаге до 370. Но в течение этой недели госпожа Страуюма бросалась разными цифрами, по поводу того, насколько она всё же будет повышена. Разве это серьёзный подход? Думается, что у правительства нет никакого плана. Также это увеличение на 10 евро означает, что люди получат на руки лишь на 7 евро больше, хотя в казну дополнительно поступит 5,5 миллионов евро – подоходный налог плюс социальный налог. Так что и здесь не всё так просто.

Ещё я не исключаю, что к 2017 году правительство будет поднимать и основную ставку НДС, которая сейчас составляет 21%. Правительству же нужно как-то наполнять бюджет и, похоже, оно уже решило, как оно это будет делать. И возвращаясь к тому, что я говорил – мы не можем поддержать повышение налогов, а значит, не можем поддержать данный бюджет. Когда правительство пытается отобрать у жителей Латвии последнее, подняв налоги, то это вежливо называется «консолидацией бюджета». Недаром это выражение очень не нравится и самим министрам, они стараются его избегать. У всех свежи в памяти события 2008–2009 годов, когда некоторые должностные лица утверждали, что экономический кризис Латвию минует, и она будет «тихой гаванью», а что произошло потом, известно всем.

- Как Вы думаете, будет ли данный бюджет принят в нынешнем виде?

- Это очень тяжёлый вопрос, и, как это ни парадоксально, он совсем не имеет отношения к экономике. Это чисто политический вопрос, потому что правительство раздирают серьёзные противоречия. Партии правящей коалиции до сих пор не пришли к консенсусу по поводу бюджета, как бы они не пытались делать «хорошую мину при плохой игре». Столкнулись интересы многих разных спонсоров, и партии власти лишь сделали вид, что договорились, а на самом деле это совсем не так. Об этом свидетельствует пример об услугах рынка азартных игр, который почему-то выпал из списка объектов и на который планировалось повысить налоги, что казалось было бы правильно и логично.

Я думаю, что если хотя бы одна из трёх правительственных партий будет недовольна ходом принятия бюджета и его обсуждением в Сейме, то она просто его не подержит вместе с оппозицией, и тогда правительство падёт.

И это уже явно политический вопрос. Так что нельзя исключать, что если интересы кого-нибудь из партнёров по «террариуму друзей» не будут удовлетворены, они могут спрыгнуть с этого поезда.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Пишите письма

Пишите письма

Звон дипломатических сабель, хруст переломленных копий... Резолюция в ответ на резолюцию, против демарша — демарш. За всем этим тихо, полушепотом — новости мелкокалибербные вроде бы, малозначительные. Но очень симптоматичные. На них стоит иногда обращать внимание.

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Эстонские коллаборационисты в годы войны

Эстонские коллаборационисты в годы войны

Эстонские эсэсовцы квалифицируются как военные преступники согласно приговору Нюрнбергского военного трибунала.