×
Экономика Экономика

Деньги для латвийских пенсионеров идут на зарплаты чиновников

Источник изображения: pixabay.com

Латвийская пенсионная система не является долгосрочной, предупреждает глава Министерства благосостояния Янис Рейрс. Уже в 2019 году социальный бюджет, по словам министра, может оказаться в минусе. Необходимо искать источники для «латания дыр». В качестве рецепта традиционно предлагается увеличить поборы с населения, на этот раз при помощи минимальных соцвзносов. Социальный бюджет тем временем продолжают разбазаривать, выплачивая из него в том числе и зарплаты чиновникам.

Латвийский Сейм большинством голосов отклонил предложение оппозиции прекратить порочную практику, когда многомиллионные административные расходы покрываются из средств социального бюджета. Речь идет о той бюджетной части, средства которой резервируются на выплату пенсий, пособий, «детских» денег. 

Тратить эти ресурсы на зарплаты чиновников — неправильно и неэтично, убеждена парламентская оппозиция. Содержать госмужей следует за счет основного бюджета.

«Несмотря на то, что в социальном бюджете не хватает средств, начиная с 2017 года из подпрограмм специального бюджета финансируется 93 рабочих места в Государственном агентстве занятости на общую сумму в 1,2 млн евро (12 903 евро в год на место). Схожим образом уже долгие годы финансируются места в Государственном агентстве социального страхования, на эти цели из специального бюджета потрачены 14,8 млн евро», — утверждают представители оппозиционных фракций «От сердца – Латвии», «Согласия», Латвийского объединения регионов.

Янис РейрсЯнис Рейрс

Озабоченность будущим пенсионной системы возникла не на пустом месте. Уже в 2019 году социальный бюджет может уйти в минус, предупреждал министр благосостояния Янис Рейрс, нужно искать способ «залатать дыры». Как показывают прогнозы, расходы соцбюджета в ближайшее время начнут превышать доходы.

«Ситуация в специальном бюджете критическая, излишек очень маленький, существуют риски финансирования. Отмена ограничений на краткосрочные пособия в 2015 году вызвала стремительный рост числа получателей пособий по болезни и суммы таких выплат, эта тенденция не остановилась. В свою очередь, ориентируясь на улучшение рождаемости, серьезно выросли затраты на пособия, связанные с демографией», — бьют тревогу в Минблаге.

Проблема комплексная, но главная ее причина — демографический кризис.

Динамика смены поколений на латвийском рынке труда оптимизма не внушает: на пенсию выходит больше людей, чем вступает в трудовую деятельность. По данным Центрального статистического управления Латвии, только за первые три квартала 2016 года количество экономически активных жителей республики сократилось на 9000 человек.

С 2020‑го по 2030 год на пенсию уйдет самое многочисленное поколение жителей Прибалтики, а на рынке труда их сменит поколение самой низкой рождаемости. 

В соответствии с прогнозами Европейской комиссии, к 2060 году доля лиц старше 65 лет в структуре населения Латвии вырастет с 18,1% до 28%. Содержание стариков станет непосильной ношей для оставшегося работающего населения.

Чтобы компенсировать нехватку денег, необходимо отыскать всего каких-то 50 млн евро, утверждает министр Рейрс. Так, может, для начала стоило бы прекратить покрывать административные расходы из средств специального бюджета, что и предлагала сделать парламентская оппозиция? Нет, «Рейрс и Ко» хотят идти другим путем. Например, ввести обязательные взносы соцстрахования со всех зарплат, в том числе для работников на неполную ставку.

В конце прошлого года латвийский законодатель уже пытался протащить такую инициативу. Предприниматели взбунтовались, вступился президент. «Привязка взносов соцстрахования к минимальной зарплате в стране, невзирая на то, выполняет ли работник фактически работу такого объема и получает ли соответствующую зарплату, несправедлива и против работодателя, и против работника. В существующей ситуации такое регулирование только увеличит безработицу и будет стимулировать теневую экономику», — заявил Раймонд Вейонис.

Ситуацию пришлось отмотать назад. Введение минимальных социальных взносов на время отложено. В качестве компромисса повышена налоговая ставка для микропредприятий: с 9% до 15%. Половинчатое решение, но бюджет ведь нужно чем-то пополнять.
Раймонд Вейонис
Раймонд Вейонис

А потенциал ведь для этого пополнения имеется. Согласно минфиновским оценкам, доля теневой экономики в республике колеблется вокруг отметки в 25% ВВП. Это незадекларированные доходы, зарплаты в конвертах, нелегальные работники. Но вместо того, чтобы заставить платить налоги тех, кто от них скрывается, государство каждый раз вынуждает законопослушных налогоплательщиков отчислять в бюджет всё больше и больше. Так, безусловно, легче, но результативнее ли?

Повышать налоги — рецепт, работающий в развитых экономиках, например в Скандинавии. В Прибалтике же ресурс для роста поборов давно исчерпан.

Так, за пару месяцев эпопеи с обязательными социальными взносами Латвия уже недосчиталась нескольких тысяч микропредприятий. Опасаясь увеличения налоговой нагрузки, многие бизнесмены заблаговременно прикрыли свое небольшое дело.

Предприятия посерьезнее предпочитают эмиграцию. «Давление государства на национальный бизнес растет. Повышаются налоги, вводятся новые пошлины, дорожает электроэнергия», — сухо сообщили в правлении Severstal Distribution, анонсировав уход из Латвии. Минус один сверхкрупный налогоплательщик, следом могут уйти другие. Но зато в рейтингах Doing Business Латвия в первой двадцатке, а ее пенсионная система, которая, если верить Минблагу, «дышит на ладан», признана 7‑й самой устойчивой в мире.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров