×
Экономика Экономика

Когда вернутся домой латвийские эмигранты?

Источник изображения: rusoch.fr

По данным исследования, проведённого Институтом философии и социологии Латвийского университета, 30% жителей, покинувших Латвию, никогда не планируют в неё возвращаться. В то же время большинство проживающих за границей всё ещё сохраняет чувство принадлежности к Латвии, свою латышскую идентичность и язык. Эмигранты интересуются латвийскими новостями, а также читают порталы и книги на латышском языке. Однако, сможет ли эта «любовь к Родине» вернуть их в Латвию?

Среди всех опрошенных латвийскими социологами эмигрантов 4% планируют вернуться обратно в Латвию в течение ближайших шести месяцев, 12% – в течение ближайших пяти лет, 14% – в старости, а 40% – «при определённых условиях». Какие это могут быть условия не уточняется, зато авторами исследования были выявлены причины, препятствующие возвращению латвийцев на родину: 73% не могут найти в Латвии достойную работу, 71% не находят в Латвии достойной социальной поддержки и столько же уже обустроились за границей, для 63% в Латвии нет возможности профессионального роста, а 57% полностью разочаровались в своём родном государстве. То есть эмигранты, без сомнений, идентифицируют себя с Латвией, однако решающими для их возвращения являются экономические изменения в стране, позволяющие им обеспечить семью, а также дающие чувство стабильности и безопасности.

Как сказал один из опрошенных эмигрантов: «… были варианты – или уехать в Швецию и жить стабильной жизнью, или остаться в Латвии и жить под вопросом. Определённо, стабильная жизнь — это то, к чему люди стремятся. Это и определило решение, почему я уехал».

Низкий уровень латвийских зарплат по сравнению с другими странами Западной Европы является главным мотивом, вынуждающим людей уезжать из страны. На основании этого авторы исследования выяснили, какая зарплата могла бы побудить эмигрантов к возвращению. Чуть менее 1/3 опрошенных назвали сумму до 1000 евро, тогда как, примерно половину респондентов устроила бы сумма в 1000 евро, а 3/4 эмигрантов вернулись бы в Латвию лишь при условии заработка в 1500 евро в месяц. В то же время по данным Центрального статистического управления средняя заработная плата в Латвии в третьем квартале 2014 года составила лишь 566 евро, а зарабатывают более 1500 евро в Латвии – необходимый минимум для возвращения в страну абсолютного большинства эмигрантов - лишь 9% занятого населения. Поэтому, если правительство хочет вернуть уехавшее население обратно, первое, о чем следует задуматься министрам, так это пересмотр социальной политики и создание условий для роста зарплат.

Пока в Латвии на минимальную зарплату и ниже проживает более 1/4 работающего населения, а 32,7% жителей подвержены риску бедности, о возвращении большинства эмигрантов правительству можно только мечтать.

Собственно, политика реэмиграции в Латвии мечтами и ограничивается. Так, в позапрошлом году бывший министр экономики Даниэль Павлютс с большой помпой представил общественности план возвращения уехавших из страны латвийцев на 2013-2016 годы, заявив, что за три года планируется вернуть сто тысяч покинувших страну жителей. Согласно документу, основные действия были направлены на информацию и налаживание связей. Латвийские работодатели должны были информировать проживающих за рубежом о наличии вакансий и возможностях работы в Латвии. Кроме этого, государство планировало создать учреждения для предоставления информации жителям, переехавшим за границу и желающим вернуться домой. Также в плане речь шла о привлечении высококвалифицированной рабочей силы, о помощи в обучении латышскому языку для супругов и детей эмигрантов, о поддержке школьников, которые после долгого отсутствия возвратились в Латвию и о сотрудничестве с диаспорой через сеть организаций зарубежных латышей.

Говорилось о многом, но о главном снова умолчали: ничего не было сказано о повышении зарплат, создании новых рабочих мест и об улучшении уровня жизни населения в целом – то есть, именно о том, что позволило бы вернуться большинству в Латвию большинству эмигрантов.

Этот план сможет вернуть лишь тех людей, которые уже и так всерьез планируют вернуться — те самые 4% эмигрантов, что планируют приехать в Латвию в течение ближайших шести месяцев. "В пересчёте" на латвийцев это — лишь около 10 000 человек. Интересно, что большинство опрошенных эмигрантов (59%) вообще ничего не слышали о данном проекте, а удельный вес тех, кто знает, что этот план представляет собой, составляет лишь 7% опрошенных. Поэтому о плане по возвращению ста тысяч человек, озвученном прошлым министром, однозначно можно забыть, так же как и о трёх с половиной миллионах евро, выделенных на реализацию этой программы.

По данным исследования удовлетворённость эмигрантов работой, финансовой ситуацией, жильём и своей жизнью в целом, существенно выше, как по сравнению с жителями Латвии, так и по сравнению с остальным населением их стран проживания. Больше всего, по сравнению с коренными жителями, латвийские эмигранты удовлетворены своей жизнью в России, США, Австралии, а также Ирландии, Великобритании, Германии.

По пирамиде Маслоу удовлетворённость в работе и жилье являются первичными потребностями, которые человек должен обеспечить себе в первую очередь, тогда как чувство принадлежности к своей Родине основной потребностью не является. Если бы принадлежность к Латвии превалировала над остальными, то люди массово не покидали бы свою страну. Они начнут возвращаться в Латвию лишь тогда, когда жизнь в ней будет не хуже, чем в странах проживания большинства из них (Великобритании и Ирландии), где средняя заработная плата составляет более 3000 евро. Поэтому надежда политиков и ученых на возвращение эмигрантов в Латвию «по зову сердца» не что иное, как банальный самообман. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров