×
Экономика Экономика

Украина и Литва конкурируют за белорусский транзит

Источник изображения: http://abnews.ru/

Какие дивиденды извлекла Литва из украинского кризиса? В первую очередь экономические. Вильнюс укрепил логистические связи с Минском, еще больше привязав белорусскую экспортную экономику к своему транзиту. Если до печально известных событий на Украине Белоруссия активно использовала порты Одессы, Николаева и Ильичевска, то после — переориентировала большую часть своего экспорта на литовский транзит через порт Клайпеды. Во многом этому способствовала и позиция литовских властей, которые создали белорусским экспортерам режим наибольшего благоприятствования путем предоставления льготного железнодорожного тарифа на перевозки экспортируемого сырья, а также выгодного стивидорного обслуживания в портах погрузки.

Вместе с тем сегодня, несмотря на 50% падение товарооборота между Украиной и Белоруссией, Киев все равно остается для Минска вторым по значимости (после РФ) торговым партнером. Основной статьей в экспорте на Украину являются нефтепродукты. В 2014 г. Минск увеличил валютную выручку от продажи нефтепродуктов на украинский рынок на 12% — до 3 млрд долларов США (весь экспорт на Украину в 2014 г. составил 4 млрд долларов США). В 2014 г. доля белорусских грузов в общей перевалке через украинские портовые мощности составила 12%.

В последнее время Киев предпринимает попытки активизировать с Минском переговорный процесс по восстановлению партнерских отношений со своим основным белорусским контрагентом — Белорусской нефтяной компанией (БНК) (спецэкспортер нефтепродуктов). Белорусы в сфере поставок нефтепродуктов являлись традиционным партнером украинцев. В 2013 г. через порты Украины было экспортировано белорусского мазута на 1,4 млн тонн (85% пришлось на долю дочки БНК — «БНК — Украина»). На тот момент правительство В.Януковича создало для своего партнера наиболее благоприятные условия в логистической сфере для стимулирования транзита через украинские порты путем установления скидки для белорусского мазута. Так, «Украинские железные дороги» снизили ставки на 70% к базовому тарифу на транзит по основному логистическому маршруту в направлении портов (Барбары — Бережесть), а также предоставили 30%-ю скидку на возврат порожних вагонов. 

На 2014 г. планы предусматривали удвоение экспортных объемов — до 2,5 млн тонн, но в связи с государственным переворотом на Украине в 2014 г. и разразившимся экономическим кризисом эти планы были изменены.

Сегодня в условиях новых реалий на нефтяных рынках (высокая волатильность цен из-за биржевых спекуляций) поменялся и торговый подход трейдеров, делающих ставку на создание собственных мощностей по накапливанию нефтепродуктов (строительство или аренда терминалов) для ведения арбитражных сделок. В этой связи БНК для укрепления своих региональных позиций и расширения географии продаж ведет активный поиск партнеров по строительству или аренде нефтяных терминалов как на Балтике (Рижский порт), так и на Украине. Вынашиваются планы и по диверсификации железнодорожных поставок на Украину за счет развития более дешевого, речного транспорта. Идея не новая, в 2011 г. украинские операторы уже осуществляли поставку белорусского дизельного топлива на местный рынок по Днепру (за 2011–2013 гг. по реке в Украину было поставлено более 1 тыс. тонн белорусского дизтоплива).

О стремлении новых украинских властей вернуть утраченные белорусские экспортные позиции свидетельствует и визит в Киев летом этого года министра иностранных дел Белоруссии В.Макея, где в ходе переговоров особое внимание уделялось теме логистики. В рамках совместной конференции со своим коллегой П.Климкиным глава белорусского внешнеполитического ведомства подчеркнул важность сотрудничества с Украиной в транспортно-логистической сфере в свете расширения поставок грузов через южные порты — Одессу и Ильичевск. Эта тема получила свое дальнейшее развитие в ходе визита белоруса в Одессу, где с губернатором Одесской области М.Саакашвили уже предметно обсуждались вопросы сотрудничества в транспортно-логистической сфере в привязке к железнодорожным тарифам и портовым сборам. 

В ходе переговоров белорусы четко дали понять, что объем транзита нефтепродуктов через украинские порты зависит от предлагаемых украинской стороной условий.

Сегодня на фоне кризиса экономики Украина и Литва, которые имеют традиционно глубокие экономические связи с Россией, являющейся их основным торговым партнером, а также обеспечивавшей до последнего времени высокую транзитную загрузку местной инфраструктуры, испытывают серьезные трудности. Экспорт Украины в Россию за 7 месяцев текущего года сократился на 60%, Литвы — на 55%.

В этих условиях Киев и Вильнюс становятся конкурентами по вопросу привлечения белорусского транзита. Обе страны имеют накопленный опыт сотрудничества и отработанные логистические цепочки. 

Пока киевский режим был занят укреплением своей вертикали власти с помощью войны против юго-востока страны, выступившего против государственного переворота в феврале 2014 г. (в результате которого был изгнан законно избранный президент В.Янукович), литовцы активно укрепляли деловые связи с Минском, все глубже втягивая его в свою орбиту торгово-экономических интересов.

Для Белоруссии тема транзита также является актуальной из-за переориентации российских экспортных грузовых потоков с портов Литвы, Латвии и Калининградской области на портовую инфраструктуру Ленинградской области, что привело к снижению объема транзита нефтепродуктов через территорию Белоруссии (доля нефтепродуктов в общем железнодорожном грузопотоке — 25%). До кризиса почти весь объем таких транзитных грузов шел из РФ через Белоруссию в порты Калининградской области и Литвы. Пострадал на четверть и белорусский экспорт в Россию в связи с девальвацией российской национальной валюты. Текущие экономические трудности вынуждают белорусские власти активно наращивать экспорт и восстанавливать старые логистические цепочки. Все это отвечает интересам Вильнюса, целью которого является активизация торгово-экономических связей с Белоруссией в условиях переориентации российских компаний, ранее активно использовавших литовские перевалочные экспортные мощности.

За последние несколько лет Литве удалось почти полностью переориентировать на свою транзитную инфраструктуру белорусский экспорт (более трети от общего транзита порта Клайпеды составляют белорусские грузы — 13 млн тонн). 

Минск ежегодно переваливает на внешние рынки 95% от всего экспорта калийных удобрений (2014 г. — 8,5 млн тонн), 100% азотных удобрений (245 тыс. тонн).

С 2015 г. Белоруссия также вернулась к поставкам мазута и светлых нефтепродуктов через Клайпеду. В области перевалки мазута стивидорная компания Klaipedos Nafta имеет многолетний опыт сотрудничества с БНК, с которой после полуторалетнего перерыва (в 2014 г. основной объем экспортировался через украинские порты) в марте текущего года был подписан новый контракт. О масштабах литовско-белорусского сотрудничества можно судить по контракту 2011–2012 гг. на отгрузку через нефтяной терминал Клайпеды 2,5 млн тонн белорусского мазута. Контракт был признан литовской властью «историческим соглашением», позволившим, по словам тогдашнего генерального директора компании Klaipedos Nafta (70% принадлежит государству) Р.Масюлиса (сегодня — министр энергетики), полностью сформировать портфель заказов на последующий год. Белорусский контракт позволил литовскому государству зарабатывать даже в условиях остановки на ремонт в 2011 г. одного из основных клиентов — Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода польской Orlen Lietuva (один из основных налогоплательщиков в бюджет Литвы).

Примечательно, что на одесских переговорах украинцев и белорусов в ходе обсуждения экономической повестки в области транспортной логистики также присутствовал и литовский министр иностранных дел Л.Линкявичюс. 

Очевидно, присутствие литовцев в качестве старших товарищей Украины по «Восточному партнерству» на важных экономических переговорах обусловлено стремлением сохранить текущее положение дел в области транзита и подстраховаться от возможных сюрпризов украинских коллег, которые «за спиной» у литовцев могли бы договориться с белорусами о переориентации части транзита на свои южные порты.

Тем более что белорусские власти не раз высказывали интерес к южному украинскому направлению.

В нынешней непростой экономической ситуации Вильнюс просто не может позволить себе лишится контрагента в лице «Белорусской нефтяной компании», чей транзит мазута приносит контролируемым государством (социал-демократами) «Литовским железным дорогам» и Klaipedos Nafta серьезную прибыль. Ведь в следующем году парламентские выборы в Сейм и социал-демократам потребуются финансовые средства для ведения избирательной кампании. Минск прекрасно понимает литовскую зависимость и — в присущей ему манере — умело лавирует между украинскими и литовскими бизнес интересами, набивая себе цену.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров