Комиссия Рийгикогу по экономике совершила рабочую поездку в пограничный с Россией уезд Ида-Вирумаа, занимающий важное место в транзитной сфере. О ходе поездки и отношениях с восточным соседом рассказал депутат Рийгикогу от Партии реформ, один из членов парламентской Комиссии по экономике Денис БОРОДИЧ:
— Господин Бородич, Ида-Вирумаа традиционно считается самым русскоязычным и самым бедным уездом Эстонии. Какие впечатления оставила поездка?
— Я избран от этого уезда, поэтому имею хорошие представления о том, что происходит в Ида-Вирумаа, знаю людей и перспективы. Ни депрессивным, ни экономически убогим уезд не считал и не считаю. В экономическом плане, наоборот, он один из самых интересных регионов Эстонии. В силу определенных причин в уезде развито туристическое направление, широко представлена промышленность и развита инфраструктура. В регионе находится один из самых современных и развитых портов. Я вижу четкую перспективу развития Ида-Вирумаа.
— Как в парламенте, так и в Комиссии по экономике звучали предложения понизить тарифы в транзитной сфере. Полагаете, данная мера поможет позициям эстонских компаний?
— Это одна из вводных конкурентоспособности стран на рынке. Мы конкурируем не только с российскими портами и транспортными коридорами. В нашем регионе работают финны, латыши и литовцы, которые тоже борются за определенные товары и грузы. Поэтому очень важна стоимость транспортных каналов.
Раньше у нас была поставлена методика расчета тарифов по железной дороге при наличии 40 миллионов тонн грузов. Сейчас — порядка 13 миллионов.
Соответственно, тонна стала дороже, поэтому мы уже не выдерживаем конкуренции ни с Латвией, ни с Литвой. Нет даже смысла говорить о каких-то грузах, пока не будем конкурентоспособными для грузоотправителей.
— В прессе много обсуждаются перспективы ухода российского транзита из эстонских портов. Как Вы оцениваете этот сценарий?
— Транзит в Эстонии был еще 700 лет назад. Поэтому говорить, что всё плохо, что-то уйдет и не вернется, неправильно. Конечно же, сейчас сложные времена. Часть грузов действительно ушла в последнее время. Но мне кажется, что всё равно возможно развивать данную отрасль. Уйдут ли полностью российские грузы? Да, некоторые уйдут, ведь в России строятся свои терминалы и порты, но наши порты готовы конкурировать с ними и не боятся конкуренции. Другое дело, что наши порты тоже просят поддержку.
Например, в Комиссии по экономике мы обсуждали, что, когда в апреле в Москве будет проходить самая крупная выставка транзитного сектора TransRussia, мы в ней тоже поучаствуем. Мы планируем использовать это время для общения с российскими коллегами.
— В странах Балтии были ситуации, когда поездки в Москву подвергались критике. Так, в Литве раскритиковали профсоюзы за участие в семинарах на территории России. Не боитесь похожей реакции со стороны соотечественников?
— В Комиссии имеются представители всех политических сил, поэтому неправильно говорить, что это инициатива отдельной партии. Решение было принято единогласно. Конечно, всегда есть разные взгляды и могут быть разные мнения. Но также в Эстонии много людей, которые понимают, что соседи есть соседи. Необязательно во всём соглашаться, но общаться всё равно надо. Тем более, когда у соседей очень много общего.
— Рассчитываете на выставке в Москве презентовать транзитные возможности Эстонии?
— Что касается возможностей, то мы ведь не из космоса прилетели. Про транзитные возможности Эстонии давно известно. Главное сейчас — начать диалог с коллегами, чтобы наладить совместные отношения в секторе транзита и логистики. Конкретные цели с ходу сложно ставить, но надо разговаривать.
— Вы неоднократно говорили о необходимости восстановления добрососедских отношений с Россией. Как Вы себе это представляете в нынешних условиях?
— В смысле «как»? А вот так!
Я говорю, что каждая страна имеет право выбирать свой внешнеполитический курс и придерживаться его. Соседи должны нормально общаться независимо от того, одинаковые у них позиции по международным делам или нет.
— Президент Эстонии Керсти Кальюлайд не так давно заявляла, что курс России — раскалывать европейское сообщество и НАТО. Такие заявления разве не мешают миссии по восстановлению связей и отношений между соседями, о которой Вы говорите?
— Сложно сказать. Я не читал, что говорила президент. Повторюсь, что есть разные видения и выражения. Я лично считаю, что подход должен быть прагматичным.
Мне нравится дипломатия, особенно в плане добрососедства нравится финский подход (к отношениям с Россией — прим. RuBaltic.Ru). Думаю, что-то подобное мы должны пытаться устраивать.
— Российские эксперты утверждают, что нормализация отношений, даже экономических, невозможна, пока в Эстонии происходят акции вроде парада американских солдат в Нарве и их фотографирования с оружием и флагами на фоне Ивангородской крепости, как было в феврале. Вы согласны с этим?
— Не знаю, может, у страха глаза велики. Необязательно в каждом деле искать провокации. В Эстонии тоже люди переживают, когда на российско-эстонской границе проходят огромные учения российских вооруженных сил. Надо перестать во всём искать провокации, вместо этого стоит начать нормальный диалог.
Я сторонник того, что политика не должна оказывать никакого влияния на экономику. Компании должны сами между собой работать так, как они считают нужным. Должны сами выбирать, как, с кем и на каких условиях работать. Здесь роль государства должна быть сведена к минимуму.