×
Экономика Экономика

«Балтийский путь» Украины: десоветизация вместо экономики и развития

Источник изображения: http://cdn.tvc.ru

Министр иностранных дел Эстонии Кейт Пентус-Розиманнус заявила, что страны «Восточного партнерства» могли бы позаимствовать опыт реформ прибалтийских стран. На практике государства «Восточного партнерства» перенимают именно прибалтийский опыт: в частности, как раз по «балтийскому пути» идет Украина, руководство которой не придумало ничего лучше, чем в условиях социально-экономического коллапса начать бороться с символами советского времени.

В январе - мае 1992 года под влиянием распада СССР и свертывания связей со странами СНГ промышленное производство в Литве упало на 42,6%, сельскохозяйственное — на 50%, розничный товарооборот — на 48%. Чем в это время занималось пришедшее к власти руководство «Саюдиса» - премьер-министр Гедиминас Вагнорюс и председатель Верховного Совета Витаутас Ландсбергис? Они проводили политику «деоккупации». Сносили памятники Ленину, переименовывали улицы, площади и даже города. Например, город Снечкус, построенный в последнее десятилетие советской власти для обеспечения функционирования Игналинской АЭС, был переименован в город Висагинас. При таком подходе новой литовской власти, махнувшей рукой на экономику и положение населения ради воплощения в жизнь своих идеологических догматов, уничтожение Игналинской АЭС можно было предсказать уже тогда.

В первые месяцы 2015 года, спустя год после Майдана, имевшиеся у Украины экономические трудности превратились в полноценную социально-экономическую катастрофу. Курс гривны упал в несколько раз, реальные доходы населения сократились вдвое, коммунальные тарифы выросли на половину, а цены на 70%. Чем в этих условиях занимается новое руководство Украины — президент Порошенко и премьер-министр Яценюк? Они проводят политику «декоммунизации»: на прошлой неделе Верховная Рада приняла пакет законопроектов, приравнивающих коммунизм к нацизму, запрещающих советскую символику и предполагающих кампанию по переименованию площадей, улиц и городов.

Это именно «балтийский путь» развития, а точнее — деградации: Украина сейчас действует так, как действовали Литва при Ландсбергисе, Эстония при Марте Лааре и Латвия при Улманисе-младшем. «Балтийский путь» предполагает, в частности, разрушение экономики под прикрытием идеологических догм, исторического мифотворчества и опоры на радикально-националистическое меньшинство населения — именно то, что сейчас происходит с Украиной.

Согласно закону о запрете коммунистической символики, переименованию подлежат 25 украинских городов и сел: список правящие борцы с прошлым составили еще в период президентства Ющенко в 2009 году. Так, новые или старые досоветские названия получат:

Артемовск (Луганская область) — Катериновка.

Артемовск (Донецкая область) — Бахмут.

Артемовое (Донецкая область) — Нелиповск.

Дзержинск (Донецкая область) — Щербиновка.

Днепродзержинск (Днепропетровская область) — Каменск.

Днепропетровск — Сичеслав или Днепр.

Кировоград — Елисаветград.

Кировск (Луганская область) — Голубовск.

Кировское (Донецкая область) — Кленовое.

Котовск (Одесская область) — Бирзула.

Красноармейск (Донецкая область) — Гришин.

Кузнецовск (Ровенская область) — Вираш.

Новомосковск (Днепропетровская область) — Самар.

Орджоникидзе (Днепропетровская область) — Покровск.

Первомайское (Луганская область) — Александровка.

Первомайское (Николаевская область) — Богополь.

Первомайское (Харьковская область) — Лихачово.

Первомайск (Днепропетровская область) — Шахтерское.

Свердловск (Луганская область) — Должанск.

Торез (Донецкая область) — Чистяковое.

Цюрупинск (Херсонская область) — Олешки.

Червоноград (Львовская область) — Кристинополь.

Щорс (Черниговская область) — Сновск.

Южноукраинск (Николаевская область) — Константиновск.

Южнокоммунарск (Донецкая область) — Бунге.

На все эти переименования нужны деньги — кампания выходит довольно затратная, а денег в украинском бюджете нет. Но десоветизацию намерены провести несмотря ни на что — деньги на это где-нибудь, да найдут. О том, чтобы найти эти деньги для поддержания на плаву близкой к банкротству украинской промышленности, которая до сих пор обеспечивала бюджет деньгами, создавала рабочую стоимость и рабочие места, речи не ведется.

Но ведь в понимании пришедшей к власти националистической идеологии большая промышленность, все эти гигантские советские фабрики и заводы, это ведь тоже — символы коммунистического режима. Поэтому когда политика разрыва экономических связей с Россией, зона свободной торговли с ЕС, технологическая отсталость и энергетическая затратность при сохраняющейся неэффективности и сверхкоррумпированности украинского государства добьют промышленность окончательно, можно будет оправдываться тем, что это наследие «тоталитарного строя».

В Прибалтике в 90-е годы именно так и сделали: банкротство и разрушение фабрик и заводов при полной безучастности государства, бесстрастно наблюдавшего, как «невидимая рука рынка» душит национальную экономику (а иногда даже помогавшего ей в этом удушении), правящие националисты оправдывали именно тем, что всё это производство было «наследием оккупации».

Правда, одними только «последствиями оккупации» и переходным периодом объяснять населению его бедственное положение невозможно: народ необходимо отвлекать от социально-экономических проблем. Для этого нужна ложная повестка дня: пустые, ничего не значащие темы, псевдопроблемы, ничего в жизни страны не меняющая политика. В Литве, Латвии и Эстонии в начале 90-х годов и на Украине сейчас такой отвлекающей политикой была декоммунизация: проводили её во всех случаях, что характерно, бывшие члены комсомола и КПСС. Так что Украина детально воспроизводит ключевые элементы «балтийского пути». Поскольку путь этот не предполагает экономического чуда и кардинального изменения жизни населения к лучшему, уже проступают и другие его элементы. Например, поиски пятой колонны: в Прибалтике это были «нелояльные национальные меньшинства», лишенные гражданства, на Украине — «ватники», «колорады» и входящий ныне в моду в Харькове и Одессе термин «сепаратистское подполье». Переписывание истории и конструирование новой исторической памяти: от термина «Великая Отечественная война» и Дня Победы 9 мая новая Украина официально уже отказалась, а скоро там на уровне первых лиц заговорят о десятилетиях «оккупации». Введение элементов внешнего управления в виде выходцев из заокеанской диаспоры и других приглашенных «варягов», а также, без сомнения, контролеров МВФ, Еврокомиссии, Всемирного банка и непосредственно посольства США. «Имперские амбиции» и «российская угроза» это — для того, чтобы оправдать все издержки пути в Европу, разрыв связей с постсоветским пространством и встраивание в «буферную зону».

Правда, для Прибалтики «путь в Европу» оказался результативным — Литва, Латвия и Эстония стали членами Евросоюза. Для Украины этот путь может оказаться вечным: высшие чиновники ЕС на протяжении последних полугода дают понять, что принимать в свой состав хронически больную разваливающуюся страну они не собираются. Визовый режим между Украиной и странами ЕС, вместо того, чтобы быть отмененным, становится только строже. Поэтому в случае Украины представляет проблему неизбежный финальный аккорд «балтийского пути»: повальное бегство жителей и лишение страны потенциала для развития из-за утраты человеческого капитала. В Европу украинцы побежать не смогут: границы закрыты. На родине им будет жить невозможно: экономика уничтожена и работы нет. Значит, остаётся единственный вариант: эмигрировать в Россию. Благо, с Россией еще границы открыты.

Это и будет практический итог курса на размежевание, отказ от старых связей и общей истории и вообще «пути в Европу»: население России увеличится на несколько миллионов человек за счет украинских трудовых мигрантов.

А тем, кто останется в обезлюдевшей и разрушенной «ридной неньки», патриотично настроенное руководство должно будет объяснять, как так получилось, что по итогам «революции достоинства» с её «европейским выбором» все молодые, пассионарные, экономически активные уехали в Россию, а Евросоюз границы так и не открыл, и полноценной частью Европы Украина так и не стала. Впрочем, опять же, зная опыт балтийских стран, можно не сомневаться, какое оправдание украинцам в итоге предложат. Да, да, все то же: украинцев в Европу Путин не пустил!

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров