Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Суббота
25 Марта 2017

ЕС движется к новому финансовому кризису

Автор: Александр Носович

ЕС движется к новому финансовому кризису

15.07.2016  // Фото: oboi-na-stol.com

Финансовые проблемы Евросоюза остаются нерешёнными и нерешаемыми. К уже ставшим хроническими проблемам долгов Южной Европы и необходимости кормить Восточную Европу добавляются новые вызовы: Brexit, финансовая поддержка Украины, навязывание Соединёнными Штатами TTIP. Очередная фаза обострения старых и появление новых болезней европейской экономики вызовут в Евросоюзе системный финансово-экономический кризис.

Если летом 2016 года все в Европе обсуждают Великобританию, то летом 2015 года все в Европе обсуждали Грецию. Год назад в Европейском союзе не было более важной темы, чем проблема греческого долга. Тогда эта проблема была урегулирована (но не решена) принятием третьей международной программы помощи Греции в размере до 86 миллиардов евро. Перспектива дефолта греческой экономики была отсрочена на несколько лет, при этом ни одна из проблем, приведших Грецию к катастрофической ситуации, не была решена.

Спустя год греческая экономика находится в таком же удручающем состоянии, что и годом ранее. «Хотя банки недавно были рекапитализированы, низкое качество активов остаётся проблемой. Moody's ожидает увеличение безнадёжных кредитов в 2016 году до уровня, близкого к 40%», – пишет о нынешней финансовой ситуации в Греции рейтинговое агентство Moody's. Суверенный долг Греции в этом году составит 183% от ВВП. По завершении действия третьей программы международной помощи Греции в стране начнётся третья (после 2010-го и 2015 годов) фаза обострения греческого долгового кризиса.

Аналогичные греческой проблемы сохраняются в других странах Южной Европы. В Италии соотношение государственного долга к ВВП в прошлом году составляло 132%, в Португалии – 128%, на Кипре – 108%. Государственный долг примерно равен внутреннему валовому продукту или превышает его и в ряде стран Западной Европы – Бельгии, Ирландии, Франции. Однако у этих стран (а также Италии) сохраняются возможности обслуживать свой суверенный долг за счёт экономического роста и увеличения экспорта, тогда как экономики Испании, Португалии, Греции и Кипра так и не оправились от кризисов 2008–2013 годов и в случае нового кризиса вновь не смогут обслуживать свой государственный долг и окажутся на грани дефолта. И вновь (как в 2010–2011 годах) их национальные кризисы перерастут в общеевропейский долговой кризис, потому что эти страны по-прежнему находятся в зоне евро и не могут использовать инструмент девальвации.

Брюссель и выступающая генеральным спонсором европейской интеграции Германия снова окажутся перед дилеммой: либо исключать неплатёжеспособные страны из еврозоны, либо снова оказывать им финансовую поддержку.

У каждого решения есть свои плюсы и свои минусы. Исключение из еврозоны хронически больных Греции и Португалии усилит единую европейскую валюту, но ослабит европейскую интеграцию: не только нанесёт по ней ещё один (после Brexit) имиджевый удар, но и ослабит контроль Брюсселя за странами-членами, которые вернут себе финансовый суверенитет и возможность проводить независимую монетарную политику. Продолжение кредитования безнадёжных должников – это финансовое бремя для европейской экономики, которая и так уменьшится после выхода из Европейского союза Великобритании, дававшей 15% общеевропейского ВВП.

Одновременно с южноевропейскими должниками у ЕС сохраняется столь же хроническая и нерешаемая проблема Восточной Европы. Большинство стран этого региона неспособны к самостоятельному экономическому существованию и находятся на «искусственном дыхании» еврофондов. После вступления в Евросоюз «новой Европы» на её интеграцию и выравнивание в уровне развития со старыми членами ЕС из общего брюссельского бюджета было выделено 160 миллиардов евро (финансовый период 2005–2012 годов). Однако выравнивания в развитии не произошло: в составе ЕС деградация экономик Болгарии, Румынии, Латвии или Литвы не только продолжилась, но даже ускорилась.

К настоящему времени Восточная Европа вместо полноценной части Евросоюза окончательно превратилась в депрессивную экономическую периферию Западной и Северной Европы, и дальнейшие финансовые вливания в этот регион уже никто не решится назвать инвестициями. Это исключительно дотации, которые никогда не «отобьются». Нежизнеспособная экономически Восточная Европа – это бездонная бочка, в которую придётся бесконечно и безвозвратно вливать еврофонды.

Если страны «старой Европы» во главе с Германией придут к выводу, что гарантированные рынки труда и дешёвая рабочая сила из Восточной Европы не стоят расходов на выживание Болгарии, Румынии и Прибалтики, то дотации этим странам прекратятся и они должны будут выживать сами, даже если останутся в ЕС.

Решение о радикальном урезании еврофондов, скорее всего, будет принято при принятии нового семилетнего бюджета ЕС в 2020 году. Когда при большом расширении ЕС в 2004 году создавалась программа кохезии (выравнивания), никто не говорил, что эта программа будет действовать вечно. Наоборот, она изначально предполагает временный характер. В таком случае 16 лет – это более чем достаточный срок для проведения политики кохезии в жизнь. При принятии нового семилетнего бюджета ЕС будет объявлено, что эта политика, какими бы ни были её итоги, своё дело сделала, и Фонд кохезии, Европейский социальный фонд и Европейский фонд регионального развития ввиду этого упраздняются. И дальше уже Польша, Румыния, Венгрия, Словакия и Прибалтика и другие будут выживать самостоятельно.

Снятие с довольствия «новых европейцев», исключение из еврозоны Греции и других стран PIGS или усиление давления на правительства стран с целью добиться от них большей бюджетной дисциплины (в этом месяце Еврокомиссия уже развернула процедуру введения санкций против Испании и Португалии) и другие жёсткие меры становятся неизбежными в условиях, когда к хроническим застарелым болезням европейской экономики добавляются новые проблемы.

Самая актуальная из новых проблем, разумеется, Brexit. Британская экономика была второй крупнейшей экономикой ЕС, а Лондон остаётся одним из глобальных финансовых центров. После выхода Великобритании из ЕС европейцам придётся искать новый источник дешёвых легкодоступных финансов и урезать бюджет ЕС за счёт вычитания из него доли Великобритании.

Другая проблема – поддержка Украины. Масштаб экономических, социальных, административных (коррупция) проблем Украины при её размерах и количестве жителей таков, что для Евросоюза Украина является бездонной бочкой, сопоставимой по объёму со всей уже принятой в ЕС «новой Европой». Но если курс на европейскую интеграцию Украины будет подтверждён, то европейцам ничего не останется, кроме как вливать деньги в эту бездонную бочку. Та же проблема, хоть и в меньших масштабах, стоит в отношении других сегодняшних кандидатов на членство в ЕС – Грузии, Молдавии, Западных Балкан.

Третья проблема – проект Трансатлантического торгово-инвестиционного партнёрства. Если американцам и их группе влияния в Центральной и Восточной Европе всё-таки удастся навязать Европе Соглашение о TTIP, то это подорвёт и без того слабую и проблемную европейскую экономику.

Таким образом, очередная фаза обострения старых и появление новых болезней европейской экономики неизбежно вызовут в Европе системный финансово-экономический кризис.

Итог этого кризиса будет обычным для всех кризисов: сильные выживут, слабые отсеются. Германия и Франция освоятся в новой реальности или построят эту реальность под себя. Бенилюкс, Скандинавия, Австрия и Италия к ним присоединятся. Англия как была в Европе последнюю тысячу лет, так и останется кошкой, которая гуляет сама по себе (возможно, из-за нарастающих экономических проблем Европы и маячащего впереди кризиса британские элиты и провернули спецоперацию с референдумом). Чехия выживет за счёт экономической интеграции с Германией, Словения – с Италией.

Но что будут делать восточные окраины Евросоюза, когда им перережут
дотации и если закроют рынок труда? Как они будут выживать в новых суровых
реалиях? Это остаётся загадкой.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Особенно хорошо понимаешь надуманность проблемы «российской пропаганды», когда в очередной раз сталкиваешься с новостью о том, как еще один молодой отморозок с «бандерой головного мозга» оскорбляет или бьет украинских стариков, осмелившихся пойти против красно-черного мейнстрима.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

А Вы могли бы стать великим полководцем?

А Вы могли бы стать великим полководцем?

А Вы могли бы стать великим полководцем?

Игналинская атомная электростанция

Игналинская атомная электростанция

О размахе строительства первой очереди можно судить по следующим цифрам и фактам: построено 50 километров железных и 142 километра автомобильных дорог, уложено 76,5 тысяч тонн арматуры, залито 999 тысяч кубометров монолитного бетона, выполнено 57,5 тысяч кубометров каменной кладки.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо