Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Вторник
06 Декабря 2016

Возможно ли объединение авиаперевозчиков Прибалтики?

Автор: Андрей Стариков

Возможно ли объединение авиаперевозчиков Прибалтики?

17.06.2015  // Фото: http://www.aviationnews.eu

Литовская авиакомпания «Air Lituanica» приостанавливает свою работу из-за финансовых проблем. О возможной неплатежеспособности национальных авиаперевозчиков с изрядным постоянством слышно также в Литве и Латвии. Порой складывается впечатление, что прибалтийские авиакомпании пребывают в состоянии перманентного банкротства. Портал RuBaltic.Ru попытался разобраться в том, что представляет собой сегодня рынок пассажирских авиаперевозок в Латвии, Эстонии и Литве, и ответить на вопрос, не пора ли прибалтийским авиакомпаниям наконец объединиться?

Литва осталась без полетов

Первые самолеты авиакомпании «Air Lituanica», учрежденной мэрией Вильнюса (83% акций), поднялись в воздух в июне 2013 года. Несмотря на скромный авиапарк в размере трех воздушных судов, перевозчик осуществлял рейсы в 9 направлениях. Планировалось, что более половины клиентов новой авиакомпании составят бизнес-пассажиры.

22 мая 2015 года компания, претендовавшая на статус национального авиаперевозчика Литвы, объявила о своем закрытии в связи с финансовыми трудностями. При этом годом ранее для продолжения деятельности компании уже требовалось более 10 млн евро финансовых инвестиций.

Прежние власти литовской столицы пытались спасти собственное детище, обращаясь с просьбой о финансовом вливании к правительству и пытаясь найти стратегического инвестора. Вильнюс сумел выделить авиаперевозчику 6,9 млн евро, однако требуемые дополнительно 5 млн евро найти так и не удалось.

Показательно, что эксперты критиковали «Air Lituanica» еще на стадии проекта, предсказывая, что авантюра вильнюсского градоначальника Артураса Зуокаса дорого обойдется всему государству.

Римантас Синкявичюс, министр транспорта и коммуникаций Литовской республики

«Я не знаю, на что будет существовать Air Lituanica. Если будут просить финансовой поддержки у правительства, то в бюджете на это денег нет».

Ремигиюс Жемайтайтис, председатель Комитета Сейма Литвы по экономике

«Air Lituanica — обреченный на гибель проект, но непростительно то, что финансово в нем замешано Вильнюсское городское самоуправление с его миллиардными долгами».

air-lituanica-ribbon-cutting-air-lituanicalr.jpg

Предыдущего национального перевозчика — авиакомпанию «FlyLAL», прекратившую полеты в связи с банкротством, — Литва потеряла в 2009 году. На сегодняшний день в литовском небе продолжают доминировать дискаунтеры Ryanair и Wizz Air.

История успеха «airBaltic»

Латвийская национальная компания (99,8% акций принадлежит государству) «airBaltic», созданная в 1995 году, является крупнейшим авиаперевозчиком в странах Прибалтики. Размер ее флота составляет 45 единиц летательной техники: 25 самолетов Boeing 737-500s, 8 самолетов Boeing 737-300 и 12 самолетов Bombardier Q400 NextGen. Компания осуществляет перелеты по 70 направлениям. «AirBaltic» по праву может считаться гордостью латвийской экономики. За 10 лет предприятию удалось превратиться из заштатного авиаперевозчика маленькой прибалтийской страны с населением в два миллиона в одну из самых быстрорастущих авиакомпаний Европы. В 2010 году «airBaltic» стала лучшей Европейской авиакомпанией года, получив международный приз ATW Phoenix Awar, а также премию ANNIES как самая большая Европейская государственная авиакомпания по числу вновь открытых рейсов. 2013 год латвийский национальный авиаперевозчик закончил с чистой прибылью в один миллион евро, осуществив транспортировку 2,8 млн пассажиров.

Однако финансовое положение латвийской национальной авиакомпании не всегда была столь безоблачно. В 2011 году Латвийская федерация авиационных профсоюзов со ссылкой «на надежные источники» сообщила о возможном банкротстве «airBaltic». Позже выяснилось, что национальному авиаперевозчику, действительно, в срочном порядке необходимо увеличение основного капитала для продолжения дальнейшей деятельности. Извержение вулкана в Исландии, дорогое топливо, старые самолеты, потребляющие это топливо в большом количестве, невозможность повышения цен на перелеты, партнеры, одновременно потребовавшие предоплату, а главное — ошибки руководства — создали ситуацию, когда для продолжения деятельности «airBaltic» потребовалось порядка 100 млн евро. Перспектива краха национального авиаперевозчика сумела поссорить латвийское правительство, чуть было не став причиной политического кризиса, однако под лозунгом «сохранение престижа страны» государство все-таки ссудило авиакомпании необходимую сумму.

Обновив менеджмент, сократив 300 человек штата, оптимизировав работу и продав самые крупные машины, «airBaltic» вновь начал приносить прибыль. А амбициозные планы развития авиаперевозчика от нового руководства и сегодняшняя проактивная конкурентная политика говорят о намерениях латвийской национальной компании осуществлять экспансию на рынки прибалтийских соседей. Так, после заявления авиакомпании «Air Lituanica» о приостановке деятельности «airBaltic» сразу же сумела подхватить пассажиров парализованного литовского перевозчика, тем самым протоптав себе дорожку для дальнейшего завоевания авиарынка Прибалтики.

air-balticu-juht-martin-gauss-air-baltic-martin-gauss-70951097.jpg

Мартин Гаусс, исполнительный директор «airBaltic»

Не скрывает своей радости в связи с появлением новой клиентуры: «Внутренним рынком «airBaltic» являются Латвия, Литва и Эстония. Сегодня мы объявляем о первых прямых маршрутах из Вильнюса на запад и север Европы, а также рассмотрим возможность постепенного введения дополнительных рейсов. Мы окажем помощь пассажирам в первые дни после прекращения полетов и предложим специальные «спасательные» цены для клиентов, которые забронировали билеты на лето. Кроме того, сегодняшние события в Вильнюсе являются мощным сигналом о том, что трем странам Балтии необходимы общие меры в авиационной отрасли для лучшего обслуживания клиентов, повышения экономической активности и создания новых рабочих мест».

Вечный банкрот «Estonian Air»

Национальным авиаперевозчиком Эстонии является компания «Estonian Air», основанная в 1991 году и осуществляющая перелеты в 10 направлениях. Авиапарк «Estonian Air» состоит из четырех 76-местных Embraer E170 и трех 88-местных самолетов Bombardier CRJ900. Эстонскую авиакомпанию, как и перевозчиков из других прибалтийских стран, также не минула перспектива банкротства. На протяжении последних 9 лет финансовые показатели «Estonian Air» были отрицательными: с 2006 по 2014 годы убытки эстонского национального авиаперевозчика превысили 106 млн евро.

Впервые о банкротстве авиаперевозчика всерьез заговорили в 2008 году. С 2009 года компания начала получать государственную помощь, а именно три инъекции капитала на общую сумму 57 млн евро. Несмотря на это, в 2011 году убытки достигли рекордных 17,3 млн евро. Перед эстонским правительством встала дилемма: банкротить «Estonian Air» или предоставить компании дополнительные инвестиции из бюджета, что требовало согласования с действующими в ЕС нормами. Судьба перевозчика решалась на закрытом заседании экономической комиссии Рийгикогу, где, несмотря на звучащие предложения продать предприятие, все-таки было решено спасать авиакомпанию вливаниями из бюджета. В итоге государство заявило о намерении предоставить национальному авиаперевозчику спасательный кредит на 8,3 млн евро. В феврале 2013 года к этой сумме добавились 28,7 млн. Еврокомиссия начала расследование законности государственных вливаний в «Estonian Air», так как в соответствии с законом помощь государственной компании может оказываться не чаще, чем раз в 10 лет. Исключение составляет лишь реорганизация деятельности предприятия, наличие которой, в конечном итоге, удалось доказать Эстонии. Именно это и спасло «Estonian Air» от разорения.

В предыдущих финансовых неурядицах национального авиаперевозчика был обвинен экс-менеджер «airBaltic», глава «Estonian Air» Теро Таскила, являющийся автором стратегии развития, приведшей компанию к разорению. На должность спасителя «Estonian Air» назначается гражданин Швеции Ян Палмер, ранее руководивший успешно обанкротившейся датской авиакомпанией «Cimber Sterling», в число собственников которой входил одиозный украинский бизнесмен Игорь Коломойский. Новый топ-менеджер привел с собой команду соотечественников-консультантов, услуги которых как раз и составляют львиную долю расходов компании. Однако номинально консалтинговое предприятие Палмера Palmer International до сих пор демонстрирует отличные показатели, так как по документам состоит всего лишь из одного человека.

В 2014 году национальный авиаперевозчик получает последний государственный кредит на сумму 12,1 млн евро, позволяющий компании продержаться 2015 и 2016 год. При этом руководитель «Estonian Air» Ян Палмер с оптимизмом смотрит в будущее. «Не далек тот момент, когда мы сможем покрывать расходы из текущих средств, а не тратить заемные средства», - сообщает он.

jan-palmer-jan-palmer-estonian-air-lennuk-66985896.jpg

Ожидания Палмером момента окупаемости как раз подкрепляют «хорошие» новости из Литвы. В связи с банкротством «Air Lituanica» «Estonian Air» уже последовали примеру рижан и тоже начал принимать активные действия по вхождению на литовский рынок. Так, с 25 мая количество рейсов из Таллина в Вильнюс увеличивается с 6 до 11. В свою очередь, член правления эстонского национального авиаперевозчика Индрека Рандвеэр сообщил о планах «Estonian Air» провести переговоры с Министерством экономики Литвы на «предмет возможного дополнительного сотрудничества». Как будет поделено литовское небо между Ригой и Таллином и кто сможет извлечь больше пользы от банкротства «Air Lituanica», решится в правительственных кабинетах в ближайшее время.

Единое прибалтийское небо

На заре становления отрасли авиаперевозок в прибалтийских республиках (1995 — 1996 гг.), между Латвией, Литвой и Эстонией обсуждалась идея создания общей авиакомпании для трех государств. Экономически такое взаимодействие вполне обоснованно, ведь чем крупнее авиакомпания, тем легче ей выстоять в условиях жесткой конкуренции рынка авиаперевозок. Однако тогда литовская и эстонская стороны отвергли эту возможность, что в конечном итоге и стало причиной создания «airBaltic».

В 2009 году об объединении неожиданно вспомнили на встрече министров сообщения трех прибалтийских республик в Паланге. Идея единой авиакомпании моментально нашла поддержку у руководства «airBaltic», прекрасно понимающего, что на практике объединение будет проходить под эгидой латвийской авиакомпании. Но эти амбициозные планы быстро рассеялись в связи с начавшимся экономическим, а после — и внутренним кризисом латвийского авиаперевозчика.

В 2013 году Эстония и Литва снова начали обсуждение перспектив создания совместного авиационного предприятия. Однако, как позже сообщил председатель совета авиакомпании «Estonian Air» Эркки Раазуке, такие дискуссии нельзя было назвать даже переговорами, и это была «просто проработка основы». Особую заинтересованность в создании совместной с эстонцами авиакомпании, которая оперировала бы самолетом, обслуживающим политическое руководство, проявлял Альгирдас Буткявичюс. Но тогда литовскому премьеру так и не удалось убедить «Estonian Air» в оправданности такого проекта.

airb.JPG

Сегодня, после банкротства «Air Lituanica», идея создания единой прибалтийской авиакомпании снова может быть актуальной. Для Литвы, вынужденной добровольно отдавать этот рынок дискаунтерам, и Эстонии, в которой через два года может не найтись средств для очередной финансовой инъекции национальному перевозчику, совместная авиакомпания с участием трех республик Прибалтики была бы единственным способом сохранения присутствия на авиарынке. А для латвийского «airBaltic» единое авиапредприятие стало бы инструментом экспансии и монополизации прибалтийского неба.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Пишите письма

Пишите письма

Звон дипломатических сабель, хруст переломленных копий... Резолюция в ответ на резолюцию, против демарша — демарш. За всем этим тихо, полушепотом — новости мелкокалибербные вроде бы, малозначительные. Но очень симптоматичные. На них стоит иногда обращать внимание.

Подходишь ли ты в преемники Грибаускайте?

Подходишь ли ты в преемники Грибаускайте?

В октябре состоятся парламентские выборы в Литве, но не за горами и президентские! Проверь себя уже сейчас, сгодишься ли ты в преемники железной леди Прибалтики?

Эстонские коллаборационисты в годы войны

Эстонские коллаборационисты в годы войны

Эстонские эсэсовцы квалифицируются как военные преступники согласно приговору Нюрнбергского военного трибунала.