Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Среда
07 Декабря 2016

Почему Эстония обрывает транспортные связи с Россией?

Почему Эстония обрывает транспортные связи с Россией?

18.05.2015  // Фото: www.kuhnivfoto.ru

Сегодня окончательно прекращается пассажирское железнодорожное сообщение Эстонии с Россией. Эстонская транспортная компания Go Rail объяснила это своё действие «общественно-политической обстановкой». Сколько экономики в подобном решении, а сколько — политики? Об этом порталу RuBaltic.Ru рассказал профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Николай МЕЖЕВИЧ:

- Николай Маратович, Эстония прекратила пассажирское железнодорожное сообщение с Россией, 18 мая пройдет последний поезд из Москвы в Таллин. Как Вы оцениваете это событие?

- Мне кажется, что как раз это событие в экономической жизни Эстонии не заслуживает серьезного внимания. Если рассматривать это событие с позиции бизнеса, то произошло то, что должно было произойти очень давно. Дело в том, что по сугубо объективным причинам, не зависящим ни от Эстонии, ни от России, железнодорожный транспорт дорожает, а автомобильный дешевеет. Поэтому в конкуренции между железнодорожным транспортом и автомобильным в регионе, условно говоря, от Лиссабона до Урала, железная дорога всегда проигрывает. Частный случай — как раз то, что мы наблюдаем на российско-эстонской границе.

- Как Вы считаете, кроме экономических проблем, имеет ли здесь место политика?

- Действительно, есть здесь место и политике. Возникает вопрос, когда представители GoRail говорят, что пассажиропоток уменьшился, только ли дело в том, что пассажиры пересели на автобус? Думаю, нет. Люди просто перестали ездить друг к другу. 

В условиях, когда Эстония собирает у себя политических мигрантов, фактически изгоев из всех секторов российского общества, когда Эстония позиционирует себя, как демонстративно антироссийское государство, особого интереса и удовольствия у российских туристов, бизнесменов, уже не говоря о российских политиках, ездить в Эстонию, естественно, нет. 

Для того, чтобы познакомиться с соседними странами, с Европой, можно поехать в ту же, родственную Эстонии, но дружественную, по большому счету, Финляндию. Та позиция и политика, которую проводит Эстония, как, впрочем, и Латвия, и Литва, это даже на фоне современных непростых международных отношений — явление уникальное. И вот вкладом в эту политику является в том числе и то, что происходит в железнодорожном сообщении. Падение товарооборота с Россией, кризис сельского хозяйства и пищевой промышленности, кризис в гостиничном секторе, в том числе в Эстонии, особенно на Северо-Востоке — это все из одной серии. А сам факт прекращения движения — строго говоря, частность.

- То есть они действуют во вред себе? Возникает вопрос, зачем они топят сами себя, страдает-то в первую очередь население.

- Что касается населения, то оно частично спасается, уезжая за пределы Эстонии, Латвии и Литвы. Позавчера Президент Латвии Берзиньш заявил, что Европейская Комиссия оценивает численность населения Латвии в 1,6 миллиона человек, что почти на 1 000 000 меньше, чем было при советской власти. Где эти люди? Нет, они не умерли, со смертностью в Латвии все нормально, обычные европейские показатели. Они рождаются, учатся и уезжают. 

Возвращаясь к вашему вопросу, почему политические приоритеты Таллина, Вильнюса и Риги отличаются от экономической логики… Три государства Прибалтики сделали свой, наверное, достаточно непростой выбор. Они отдали предпочтение жесткой антироссийской политике в ущерб своим экономическим интересам. Еще 25-30 лет назад в советских Эстонии, Латвии и Литве политологи, социологи, экономисты говорили: «Мы будем независимыми, но вы не пугайтесь! Мы — традиционный мост между Востоком и Западом. Мы будем торговать с вами и с Западом, да и сами будем от этого развиваться». Этот возглас тогда нашел отклик в СССР. А теперь Прибалтика фактически официально отказались от функций моста, по этому поводу были заявления Прибалтийских политиков. Они отказались от этих функций и предпочитают рыть траншею, затягивать границу проволокой в прямом и переносном смысле — это их выбор. Это суверенные государства, соответственно их суверенные правители несут ответственность за все свои действия. В конечном счете, очень может быть, что граждане этих стран, как, впрочем, и неграждане, зададут вопросы политикам этих стран о том, что происходит, куда девается население, что происходит с экономикой и, естественно, кто в этом виноват? В общем, все по старой схеме: кто виноват и что делать?

- При каких условиях железнодорожное сообщение между Россией и Эстонией будет восстановлено?

- Давайте зададим себе вопрос, а зачем это вообще Евросоюзу нужно? Для ЕС это — всего лишь провинциальный маршрут на далеком Востоке, который себя не окупает экономически. Структуры, занимающиеся транспортом, политикой интересуются меньше всего: «Не рентабельно? Закрываем! Рентабельно? Работаем!». 

Без радикального изменения политического курса государств Прибалтики ничего не изменится. Но никаких оснований для изменения этого политического курса на сегодня нет. 

Поэтому я не удивлюсь, если вслед за железнодорожным сообщением исчезнет и часть автомобильного, а затем и сами дороги.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Пишите письма

Пишите письма

Звон дипломатических сабель, хруст переломленных копий... Резолюция в ответ на резолюцию, против демарша — демарш. За всем этим тихо, полушепотом — новости мелкокалибербные вроде бы, малозначительные. Но очень симптоматичные. На них стоит иногда обращать внимание.

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Страны Балтии и Россия: общее прошлое

Страны Балтии и Россия: общее прошлое

История взаимоотношений народов Литвы, Латвии и Эстонии с Россией начиналась не в 1945 и даже не в 1940 году. Она имеет куда более глубокие корни, исчисляемые столетиями.