Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Четверг
08 Декабря 2016

Польско-литовский газопровод не приведет к энергетической независимости

Автор: Александр Шамшиев

Польско-литовский газопровод не приведет к энергетической независимости

20.10.2015  // Фото: lngworldnews.com

В Брюсселе подписано соглашение по строительству газопровода «Польша-Литва» (GIPL). Польский премьер Дональд Туск заявил, что польско-литовская газовая смычка повлияет на отношения России с Евросоюзом и на газовую политику. Стоимость проекта — 558 млн евро, из которых 295 млн будет выделено из европейских фондов, еще 10 млн пойдут на исследования. О том, как новый газопровод скажется на рынке, RuBaltic.Ru поговорил с профессором Николаем МЕЖЕВИЧЕМ, руководителем программы «Исследования балтийских и северных стран» СПбГУ:

— Николай Маратович, поляки и литовцы презентуют GIPL как первый шаг к диверсификации рынка и энергетической независимости от России. Так ли это?

— Перед нами классическая попытка получить полную бутылку, соединив два пустых стакана. Это невозможно по существующим законам физики, к таким новостям стоит относиться с юмором. Ни Польша, ни Литва не являются странами, имеющими собственные ресурсы. Обе страны построили терминалы сжиженного природного газа. Однако терминалы после всех операций сжижения и разжижения газа дают промышленным и бытовым потребителям газ, по разным оценкам, в полтора-два раза дороже российского. Иначе быть не может из-за слишком сложной технологической процедуры. И затраты на транспортировку в данном случае становятся выше, так как самый дешевый транспорт в мире — это трубопроводы. Так что мы наблюдаем странную попытку продекларировать некую независимость, но не совсем понятно, ради чего. Действительно, Россия поставляет газ многим странам, в том числе в Финляндию, но на протяжении многих лет это не рассматривалось как угроза. Более того, всегда находились компромиссы по цене, объемам, характеру договоров. Сейчас по каким-то причинам решили отречься от идеи сотрудничества с Россией.

Фактически идет объединение очень дорогого польского и очень дорогого литовского газа.

Польша через хаб соединена с Германией — это правда. Но Германия тоже потребляет дорогой норвежский газ и российский. При этом если российский газ попадает в Германию по «Северному потоку» и потом обратно идет в Эстонию, вы понимаете, что несчастный газ должен будет сначала путешествовать с востока на запад лишних две тысячи километров, потом — столько же в обратную сторону. Естественно, это отражается на цене. Но я готов допустить, что в экономике Люксембурга есть такой запас прочности, что повышение цены будет несущественным. Но в экономиках Литвы и Польши подобного запаса нет. И денег на безумные проекты у них нет.

— А как же уход от манипуляций ценой на газ со стороны России? Или схем, когда Россия может по политическим мотивам просто перекрыть вентиль?

— Ценой манипулирует не Россия, а рынок. Цена действительно меняется, кстати, в последние годы — скорее в сторону понижения. Рынок работает. Литва и Польша позиционируют себя государствами с рыночной экономикой, поэтому против руки рынка там никто идти не может.

Что касается боязни России, для значительной части политиков и бизнеса это выгодно, поскольку они получают контракты и политические дивиденды.

Они демонстрируют себя в качестве непреклонных и непримиримых борцов, а на самом деле обрекают свои народы и государства на серьезнейшие проблемы с энергоносителями. Если наши соседи хотят это сделать, мы им не только не должны мешать, мы должны их всецело поддержать в этом. Чем больше они будут заниматься этой ерундой, тем меньше у них будет реальных возможностей портить нам жизнь.

— Сейчас обсуждается схожая смычка между Финляндией и Эстонией. Как Вы считаете, ее ждет аналогичная судьба?

— Это звенья одной цепи — попытка соединить инфраструктурой страны, которые не имеют самостоятельных возможностей на энергетическом рынке. Если отсутствует самообеспечение у отдельных стран, то и вместе у них его не будет.

— Насколько польской-литовский проект реализуем на практике, учитывая опыт имевшихся разногласий Польши и Литвы по крупным инфраструктурным проектам?

— Споры были, есть и будут. Огромные споры идут вокруг Rail Baltica, которая тоже должна была бы обеспечить выход Литвы, Латвии и Эстонии через Польшу на европейские сети. Появилась информация, что Польша не готова финансировать свой участок пути.

Проблемы есть. Я бы с одной стороны их не переоценивал — антироссийская позиция сближает.

С другой — когда не бизнесмены и политики, а бухгалтеры начнут подсчитывать, во сколько это обойдется национальным экономикам, вполне возможно, планам будет дан задний ход.

Вспомнить все европейские газовые проекты за 25 лет — трубу можно было бы протянуть до Луны. Соединения с Персидским заливом, Азербайджаном, Туркменией... Ничего же не получилось! В том числе потому, что лишних миллиардов сегодня нет ни у кого, включая Европу.

— Также сейчас идут переговоры по «Северному потоку-2». Польский МИД заявил, что газопровод противоречит энергетической политике ЕС. Эти вещи взаимосвязаны с проектами в балтийской регионе?

— Конечно. Если появляется «Северной поток», две стороны — крупнейший потребитель Германия и крупнейший производитель Россия — получают свободу действий в своем бизнесе. Польский голос в ЕС по этому вопросу будет слышен очень сильно. Вопрос в том, чей голос окажется сильнее — польский или немецкий. «Северный поток-2» выгоден прежде всего России и Германии, но в принципе он выгоден и Польше, так как газовые ресурсы, которые появятся на немецко-польской пограничной территории, могут быть использованы самой Польшей. Но политическое желание испортить бизнес русских опережают экономическую целесообразность.

— По Вашим прогнозами, все же будет ли GIPL построен, как планируется?

— Польско-литовское соединение построить возможно. Оно будет очень дорогим, но несопоставимо дешевле прочих фантастических проектов вроде газа из Туркмении в Испанию. Зависеть все будет от общей ситуации в Евросоюзе, где есть проблемы трансатлантического партнерства, проблемы беженцев, проблемы снижения темпов роста ВВП. Если будет как в 80-х — денег много, проблем мало — будет одна ситуация. Но сейчас положение вещей совсем иное.

— Сильно ли изменится рынок Балтии в отношении российского газа? Это ведь главная заявленная цель.

— Не очень. Боюсь, российские энергоносители будут попадать в регион так же, как на Украину. То есть не прямым путем, а, так скажем, «кривым».

— Что Вы имеете в виду?

— Словакия продает Украине реверсный газ. Словакия же не Кувейт, чтоб снабжать Украину. Речь идет о российском газе, который туда-сюда гоняют по кругу. После перемещений он становится дороже. Для кого? Конечно, для граждан, и так не избалованных безумными доходами.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Пишите письма

Пишите письма

Звон дипломатических сабель, хруст переломленных копий... Резолюция в ответ на резолюцию, против демарша — демарш. За всем этим тихо, полушепотом — новости мелкокалибербные вроде бы, малозначительные. Но очень симптоматичные. На них стоит иногда обращать внимание.

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Рига — мировая столица газетных уток

Рига — мировая столица газетных уток

Возьмите новейшую, вполне проверенную информацию из России! Восстание четырех миллионов татар под руководством Нарым-хана! Красными войсками сдан Сталинград, они отступают к Царицыну! Дедушка Дуров назначен наркомом земледелия! Максим Горький ведет беспризорных на Харьков!