×
Экономика Экономика

Карлики на месте советских гигантов: что осталось от промышленности Прибалтики

Источник изображения: bipedall.livejournal.com

Советский Союз оставил в наследство Прибалтийским республикам передовые заводы, фабрики, комбинаты, электростанции. Однако распад СССР и «восстановление независимости» Литвы, Латвии и Эстонии не принесли этим предприятиям ничего хорошего. Некоторые из них стали были ликвидированы, а некоторые ужались до размеров одного цеха. Аналитический портал RuBaltic.Ru выяснял, как на месте советских промышленных «заводов-гигантов» появились прибалтийские «заводы-карлики».

Типичная судьба крупного промышленного предприятия на территории Прибалтики: активно развивалось в советское время, в 80-е годы достигло пиковых показателей производства, не смогло приспособиться к рыночной экономике. Череда безуспешных попыток выкарабкаться из кризиса после развала СССР и начала процедуры банкротства. Правда, концовка этой истории в каждом конкретном случае может разниться.

Некоторые гиганты советской промышленности в Литве, Латвии и Эстонии просто «умерли». Без всяких оговорок. К примеру, Вильнюсский завод электроизмерительной техники (ВЗЭТ) — в девяностые годы его просто закрыли. Там, где когда-то бурлило производство, остались только заброшенные заводские помещения.

Литовский завод по производству кинескопов Ekranas дотянул до вступления Литвы в состав Евросоюза, но и ему не удалось выдержать конкуренцию с предприятиями Китая, Кореи, Малайзии. Процедура банкротства началась в 2006 году, заброшенные цеха сровняли с землей, тысячам уволенных сотрудников выплатили компенсации из Гарантийного фонда. Так заканчивается летопись завода, который в свое время был крупнейшим производителем кинескопов во всей Европе.

О «предсмертных» судорогах текстильной фабрики «Алитус» — некогда ведущего предприятия легкой промышленности Литвы — мы знаем по сообщениям местной прессы.

Бастующие ткачи в 2007 году взяли в заложники директора предприятия Альгиду Жюкявичене.

Уладить конфликт помогли денежные компенсации (стандартный метод).

Таких прецедентов немало. Но в некоторых случаях власти Прибалтийских республик могут заявлять, что им все-таки удалось сохранить советское наследие. Формально «выжил» Каунасский радиозавод, который с 1956 года выпускал для граждан СССР теле- и радиоаппаратуру.

Еще в конце восьмидесятых завод переименовали в производственное объединение «Банга». Скромная компания с тем же названием сегодня считается преемником завода. На некоторых сайтах можно найти ее анкеты, адреса, номера телефонов и имя руководителя (им числится некий Аршукаускас Зигмас). В ассортименте продукции «Банги» — десятки позиций. От антенн до профессиональной звуковой аппаратуры для телерадиостудий и передвижных телевизионных станций.

Но объемы производства несопоставимы с советскими.

Примерно тот же путь прошел электротехнический завод «Эльфа». Когда-то он выполнял сверхсекретные военные заказы и удовлетворял также потребности рядовых граждан в бытовых электродвигателях и электропроигрывателях. Независимой Литве такое предприятие оказалось ни к чему. Для военных заказов у блока НАТО хватало собственных заводов, электронику на любой бюджет производили и в Западной Европе, и в Азии. На свободном рынке «Эльфа» не нашла себе места под солнцем.

Правда, в отличие от «Экранаса», которого тоже «съели» конкуренты, литовский электротехнический завод прибрали к рукам иностранные инвесторы. По адресу улица Витяне, 50 в Вильнюсе зарегистрирован филиал немецкой фирмы Hanning Elektro-Werke GmbH und Co. KG. «Пять узкоспециализированных продуктовых подразделений предлагают решения для широкого спектра применений и отраслей промышленности по всему миру. Производственная сеть HANNING, к которой принадлежит HANNING ELEKTRO-WERKE, насчитывает около 1 500 сотрудников в шести локациях в Германии, Литве, Румынии, Китае и Индии», — говорится на сайте компании.

О масштабах производственной активности предприятия можно судить по количеству сотрудников.

В годы советской власти на «Эльфе» работало больше людей, чем во всех пяти подразделениях сети Hanning.

Зато вместо «русских оккупантов» делами управляют благородные немцы. Власти Литвы могут этим гордиться.

Знаменитый Рижский завод сельскохозяйственного машиностроения (Ригасельмаш) когда-то представлял собой огромный производственный комплекс и славился своими машинами для внесения в почву твердых органических удобрений. В независимой Латвии на базе завода (вернее, того, что от него осталось) была учреждена компания LMR Azene. Ее специализация — все те же машины для внесения органических удобрений и тракторные полуприцепы. По факту это новая фирма, но она продолжает эксплуатировать известный бренд советской эпохи.

«Сегодня LMR Azene специализируется на выпуске широкой гаммы машин для внесения органических удобрений и тракторных полуприцепов различного назначения. С 1970 года продукция завода экспортируется во многие страны мира. Постоянными заказчиками являются Скандинавия, Прибалтика, Франция, Германия и Россия», — говорится на сайте компании. То есть ее руководители ставят знак равенства между LMR Azene и Ригасельмашем.

На пике производственной активности объединение «Радиотехника» насчитывало 16 000 сотрудников и выпускало примерно 35% всей советской аудиотехники (по количеству производства приемников на душу населения от Латвии отставала даже Япония). А потом пришла «независимость».

В 1992 году каждая входившая в «Радиотехнику» компания стала самостоятельной. Большинство из них благополучно «загнулись».

Признаки жизни подавал разве что Рижский радиозавод, но и его позже разделили на две фирмы. Одна обанкротилась, другая превратилась в VEF Radiotehnika RRR — латвийского производителя радиоаппаратуры и акустических систем. На месте советского «гиганта» появился еще один «карлик», который из-за кризиса 2008 года едва не стал банкротом.

Рижская автобусная фабрика (РАФ) долго пыталась наладить серийное производство новых моделей, но ни на Западе, ни в России они оказались не востребованы.

Затем была попытка объединиться с Горьковским автомобильным заводом (ГАЗ), однако ее пресекли латвийские власти.

Итог закономерный — банкротство.

Однако в 2018 году в Латвии было зарегистрировано новое предприятие Rīgas Autobusu Fabrika (RAF). СМИ писали ни много ни мало о возрождении торговой марки РАФ. Только до выпуска автомобилей дело так и не дошло.

Похожая история произошла со знаменитым производителем парфюмерии и косметики Dzintars. Компания долго трепыхалась, рекламировала себя на Западе, пыталась прорваться на российский рынок и все-таки обанкротилась в 2019 году. Затем активы неплатежеспособного АО Dzintars за 5,5 миллиона евро купило ООО Ritrem — фирма из «обоймы» эстонского миллионера Олега Осиновского.

«То, что говорят новые хозяева, — вымысел, фикция, — заявил после этого бывший владелец Dzintars Илья Герчиков. — У них физически нет возможности производить продукцию со знаком Dzintars без моего согласия. Я автор 87 изделий, а это означает авторское право. Они вводят общественность в заблуждение. Их цели понятны — они хотят купить бренд, произвести продукт в Польше и продавать его как Dzintars».

В 1986 году под этим брендом было продано больше 125 миллионов единиц продукции на сумму 119 миллионов советских рублей, в 2020 году само производство ушло с молотка за 5,5 миллиона евро. Цифры говорят сами за себя.

Для независимых Прибалтийских республик советская промышленность оказалась неподъемной.

Возможно, поэтому на месте Каунасского радиозавода появилась какая-то «Банга», а Ригасельмаш превратился в LMR Azene. «Карликовые» заводы, на которых работают от силы пара сотен человек, — вот предел мечтаний независимых Латвии и Литвы.

Впрочем, о собственной промышленности они даже не мечтают. Клянчить подачки из Евросоюза куда проще, чем развивать производство внутри страны…

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Сказки дедушки Сороса: разрушенные заводы в Латвии — вымысел?
20 октября 2020
Re:Baltica вышла с очередным разоблачением: мол, «осенью в русском FB снова распространялись рассказы о вроде как разрушенной промышленности Латвии». Далее происходит «развенчивание мифов» в лучших традициях советской пропаганды.
Каким Dzintars был: легендарный бренд Латвии объявили банкротом
13 ноября 2019
Фабрику по производству парфюмерии и косметики Dzintars — легендарный бренд Латвии, основанный еще в XIX веке, — признали неплатежеспособной. Власти Латвии по традиции не торопятся спасать предприятия, создающие имидж страны.
То же ждет МАЗ и БелАЗ: как убили завод номер один в Латвии
25 августа 2020
В прошлом своем рассказе я на пальцах объяснил, как умер Рижский вагоностроительный завод. Теперь расскажу, как убили гигант электронной промышленности Латвии — ВЭФ.
Нечего ремонтировать: Даугавпилсский ремонтный завод дошел до грани банкротства
19 апреля 2020
Второй по величине город Латвии Даугавпилс расположен на пересечении значимых железнодорожных путей. Здесь находится Даугавпилсский локомотиворемонтный завод (ДЛРЗ), специалисты которого десятилетиями восстанавливали пассажирские и грузовые составы.
Новости партнёров