×
Экономика Экономика

На ремне дырки кончились: киевский режим предлагает украинцам затянуть пояса

Источник изображения: stylishbag.ru

На фоне промедления с предоставлением западного финансирования официальный Киев начал готовить украинцев к тому, что им придется в очередной раз затянуть пояса. И это мягко говоря. По самым скромным оценкам, бюджетный дефицит на Украине в следующем году должен составить свыше 40 млрд долларов. Покроют ли эти издержки США с Евросоюзом, сейчас не ответит никто. Зато однозначно можно сказать, что имеющийся у киевского режима «план Б» точно не коснется Владимира Зеленского и его соратников.

Министр финансов Украины Сергей Марченко обратился к украинцам с откровенно издевательским требованием — «снизить потребление».

«Скажу как министр финансов, что военные рельсы — это не только о военной индустрии, это и о понимании общества, что у нас война. К сожалению, пока мы живем в достаточно специфической реальности, когда у нас все хорошо, есть стабильность макроэкономическая, курсовая. Но эта реальность потребует коррекции, если мы хотим перейти на военные рельсы. Это ограничение общественного потребления. Нам нужно снизить его в несколько раз, потому что мы потребляем в основном импортные товары и услуги, это определяет наш экономический потенциал», — сказал он.

При этом он обвинил украинцев в том, что они покупают дорогие телефоны и автомобили. Заявление по меньшей мере странное.

Согласно данным Государственного комитета статистики Украины, «грязная» средняя зарплата в стране составляет около 446 долларов США («чистая», соответственно, порядка 350). Но многие работники уже давно сидят на «минималке», составляющей менее 180 долларов в месяц. С пенсиями все гораздо печальнее. Минимальная — 53 доллара, средняя (с учетом высоких пенсий генералов и топ-чиновников) — около 140. При том, что, судя по отзывам из соцсетей, только за отопление «двушки» советской планировки в месяц нужно выложить более 100 долларов.

На этом фоне возможность среднего украинца купить себе дорогой телефон или тем более люксовый автомобиль выглядит крайне сомнительно. Тем более что даже скромные зарплаты и пенсии выплачиваются за счет кредитов, взятых на Западе.

Сама же экономика Украины выглядит, мягко говоря, плачевно.

Номинальный ВВП — около 160 млрд долларов. В пересчете по паритету покупательной способности — 449 млрд. ВВП ППС на душу населения — порядка 12,6 тысячи. Это меньше, чем у Бутана, Науру и Фиджи и лишь немногим больше, чем у Эсватини или Сальвадора.

ВВП по итогам 2022 года сократился на 35% (по подсчетам ООН), а промышленное производство — почти на 37%. Причем в этом году падение промышленного производства продолжилось, составив в первом полугодии еще 2,9%. Инфляция в стране достигла рекордного уровня в 26,6%.

Заложенный на 2023 год дефицит бюджета в размере 38 млрд долларов по факту достиг почти 55 млрд. К слову, государственные расходы Украины на 58% были профинансированы из-за рубежа. При этом киевский режим решил не останавливаться на «достигнутом» и запланировал на 2024 год бюджетный дефицит уже в размере 41 млрд долларов. Сколько он составит постфактум — даже сложно представить.

Однако ситуация с иностранной помощью теперь сложилась непростая.

Выделение денег Украине со стороны США было недавно заблокировано в Конгрессе республиканцами, увязавшими эту статью расходов с противодействием миграционному кризису на границе с Мексикой. Американские сенаторы уже объявили, что обсуждение украинского вопроса перенесено на следующий год. Спикер Госдепа США Мэттью Миллер после этого издевательски пошутил, сказав, что у Белого дома нет «волшебного горшочка», откуда можно было черпать помощь Украине в отсутствие решения Конгресса о дополнительном финансировании.

Европейский транш киевскому режиму ветировала Венгрия, и сейчас брюссельские чиновники не могут определиться, когда продолжатся переговоры по данному вопросу — в январе или марте 2024-го. При этом глава МВФ Кристалина Георгиева заявила в интервью Financial Times, что у Украины с учетом кредитов от международных финансовых структур осталось денег на существование всего на пару месяцев.

Советник Зеленского Олег Устенко уже сказал, что если Запад не предоставит Украине деньги в начале января, их придется искать «по плану Б» на внутреннем рынке. Вот только у кого, учитывая катастрофическое состояние национальной экономики?

Несмотря на все это, на Украине наблюдаются странные, даже сюрреалистичные признаки богатства. Например, речь идет о всплеске интереса к дорогим машинам.

«Если раньше премиальные бренды редко попадали в топ-10 самых продаваемых автомобилей, то в последние несколько месяцев они существенно продвинулись в рейтинге. К примеру, BMW занимает четвертое место, Mercedes — седьмое. В топ-10 попал даже Lexus. Да и по остальным дорогим авто продажи растут. К примеру, у Audi, Land Rover, Porshe они практически удвоились», — весной текущего года заявлял глава AutoConsulting Олег Омельницкий.

В апреле 2023-го спрос на элитные машины в годовом измерении вырос в шесть раз. По данным ассоциации «Укравтопром», по итогам четырех месяцев этого года на Украине было продано почти 1300 новых BMW и около тысячи Mercedes, что обеспечило этим маркам 5 и 7 место в топ-10 самых продаваемых авто и является лучшим результатом за последние 10 лет.

Парадокс объясняется двумя причинами.

Первая — машины покупают в рамках международных схем на перепродажу. Вторая — боевые действия ударили по карману простых украинцев, но не богачей. На это же, кстати, указывают странности туристического рынка. На курортах Львовской области Сходница и Трускавец в этом году хорошо покупают номера в дорогих отелях, а в бюджетных не бронируют вообще. Пилящие бюджет украинские «околоолигархи» из Зе-команды чувствуют себя прекрасно. А вот средний класс в стране понемногу просто перестает существовать.

И теперь давайте попробуем догадаться, кому министр финансов Украины предлагает сократить потребление — своей узкой «тусовке» или выживающим на «минималку» бюджетникам, рабочим и наемным сельхозработникам? Ответ, к сожалению, очевиден. Из него проистекает второй очевидный вопрос. Зачем украинцы все это терпят?

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Закабалить на долгие десятилетия, если не навсегда: зачем Запад «помогает» Украине
20 декабря 2023
Продолжение интервью с экс-депутатом парламента Молдовы, последним председателем КГБ МССР и первым министром национальной безопасности Молдовы Анатолием Плугару.
«Далеко ли до Таллина? Теперь да»: долгострой Rail Baltica снова подорожал
21 декабря 2023
Высокоскоростная железная дорога Rail Baltica должна соединить страны Прибалтики с «большой» Европой. Самостоятельно финансировать возведение столь крупного инфраструктурного объекта на своей территории не может ни одна из трех республик, поэтому все надежды возлагаются исключительно на денежные вливания со стороны Евросоюза. При этом наибольшие проблемы как финансового, так и организационного плана испытывает Латвия: там постоянно раздувается бюджет проекта и срываются сроки строительства.
Еврокомиссия выделила Литве деньги на случай химических и ядерных ЧС
21 декабря 2023
Еврокомиссия (ЕК) выделила Литве, Финляндии, Чехии, Франции, Польше, Португалии и Румынии дополнительные 690 миллионов евро на создание резервов на случай чрезвычайных ситуаций в химической, биологической и ядерной сферах.
Бойня имени Зеленского: что стоит за «плясками» вокруг призыва женщин в ВСУ
22 декабря 2023
Владимир Зеленский объявил на пресс-конференции, что вопреки предложениям Верховной рады не собирается объявлять тотальную мобилизацию женщин на Украине. Хотя слово лидера киевского режима всегда стоило недорого, в этот раз некоторое время он его, скорее всего, держать будет. Ведь шумиха вокруг этой темы поднята специально, чтобы отвлечь внимание украинцев от запуска абсолютно зверской операции по отправке на фронт тех, кого раньше под ружье нельзя было ставить ни при каких обстоятельствах.
Новости партнёров