×
Экономика Экономика

Как Украине стать Европой: 5 экономических проектов

Источник изображения: euroua.com

Состояние украинской экономики стало притчей во языцех, объектом нескончаемой критики. Но, как говорится, критикуешь — предлагай. Не будем рассуждать об исполинских прожектах вроде новой индустриализации и деофшоризации, а сконцентрируем внимание на том, что можно реализовать без привлечения серьезных финансовых ресурсов, на текущей производственной и управленческой базе.


Легализация добычи янтаря

Этот вопрос не то что назрел, а уже перезрел. Целый ряд районов Волынской, Ровенской, Житомирской областей превращен в феодальные вотчины, специализирующиеся на незаконной добыче янтаря; как следствие, огромные территории Полесья напоминают лунный пейзаж, заваленный стволами погибших деревьев.

Официально на Украине добывается 4 тысячи тонн янтаря в год, неофициально — 300 тысяч тонн в год.

По словам генпрокурора Луценко, ежедневный оборот «янтарной мафии» составляет 800 тысяч долларов. В Верховной раде давно лежат законопроекты, упорядочивающие добычу и реализацию янтаря, но покамест парламентарии не поддержали ни один из них.

Тем не менее рано или поздно этот вопрос придется решать. Так, местные власти нужно наделить правом выдавать разрешения на недропользование и добычу янтаря субъектам хозяйствования. Последние обязаны выплачивать местный налог на рекультивацию территорий, ренту в госбюджет и процент от реализации. Необходим строгий учет добытого янтаря, продавать который следует через специализированные биржи.

Официально на Украине добывается 4 тысячи тонн янтаря в год, неофициально — 300 тысяч тонн в годОфициально на Украине добывается 4 тысячи тонн янтаря в год, неофициально — 300 тысяч тонн в год

Легализация игорного бизнеса

Еще один «перезревший» вопрос. Игорный бизнес был запрещен правительством Тимошенко летом 2009 года. Но он никуда не исчез — перешел в теневые схемы либо в онлайн-сегмент.

Легализация не приведет к полной детенизации рынка, но позволит хотя бы пополнить государственную казну, направив часть собираемых денег на социальные программы.

Возможно, необходимо выделить специальные игорные зоны, куда будет закрыт доступ несовершеннолетним, как это делается во многих странах мира.

Особенно остро стоит вопрос букмекерского бизнеса, также попавшего под запрет 8 лет назад. Договорные игры стали в последние годы громадной проблемой украинского футбола, решить которую будет несколько проще, легализировав букмекерский бизнес.

Игорный бизнес был запрещен правительством Тимошенко летом 2009 годаИгорный бизнес был запрещен правительством Тимошенко летом 2009 года

Малотоннажное производство СПГ

Украина на 75–80% зависит от импорта светлых нефтепродуктов, ежегодно тратя на их приобретение миллиарды долларов. В то же время в Харьковской области, где добывается львиная доля украинского газа, существует проблема недостаточной мощности магистрального газопровода. 

В отопительный сезон часть газа удается использовать для отопления прямо на месте, однако в весенне-осенний период это невозможно. Следовательно, газодобывающие компании вынуждены снижать объемы производства в этот период — суммарно на 350 млн кубометров за полугодие.

Чтобы не снижать объемы добычи в летнее время, необходимо найти способ доставить дополнительные объемы газа потребителям без использования трубопровода. В мире этот вопрос давно решен путем сжижения газа. Сжижать газ можно непосредственно у скважин, установив специальные модули.

Сжиженный природный газ можно использовать на любом крупном транспорте: железнодорожном, морском, автомобильном.

Естественно, после вложений в модернизацию оного.

Преимущества СПГ — дешевизна по сравнению с дизельным топливом (примерно в полтора раза), закупаемым за рубежом за валюту, и экологичность. Кроме того, при помощи СПГ можно уменьшить коррупцию на низовом уровне: сжиженный природный газ, в отличие от солярки, в канистры не сольешь.

Украине необходимо малотоннажное производство СПГУкраине необходимо малотоннажное производство СПГ

Возрождение речного транспорта

«Декоммунизация» речного транспорта затронула всё постсоветское пространство. Но пока еще худо-бедно на Украине существуют кораблестроение и речные порты, точка невозврата не пройдена.

Основным экспортным товаром Украины в последние годы стали зерновые. Это приводит к повышенной нагрузке на железнодорожную и автомобильную инфраструктуру, и так дышащую на ладан. Министерство инфраструктуры оценивает уровень износа транспортных сетей в 97%.

Выходом может быть восстановление навигации по Днепру и Южному Бугу.

Вычистить русла рек, отремонтировать шлюзы, построить баржи — всё это обойдется куда дешевле, чем вкладывать в железнодорожную и автомобильную инфраструктуру. По оценкам экспертов, показатель перевозок зерновых речным транспортом в обозримой перспективе можно увеличить с нынешних 5% до 20–35%, что позволит снизить общие затраты на логистику агропродукции, которые на сегодняшний день примерно на 40% выше, чем в странах Евросоюза.

Морской порт УкраиныМорской порт Украины

Создание технопарков

Велосипед изобретать не нужно — достаточно скопировать соответствующий опыт соседней Беларуси. Под технопарком подразумевается особая экономическая зона со специальным налогово-правовым режимом, где созданы благоприятные условия для разработки программного обеспечения, информационно-коммуникационных технологий.

Ключевой параметр привлекательности — налоговые льготы.

Благо пользоваться ими есть кому: украинские IT‑специалисты весьма конкурентоспособны на мировом рынке.

Ключевой параметр привлекательности технопарков — налоговые льготыКлючевой параметр привлекательности технопарков — налоговые льготы

Резюме

Это лишь малая часть того, что можно предложить для восстановления украинской экономики. Для начала достаточно.
Понятно, что нынешняя власть, составленная из временщиков, способна лишь на деструктив.
Но рано или поздно наступит время конструктива.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров