×
Экономика Экономика

Литва объявила войну российским инвестициям?

Источник изображения: hoticold.ru

Сейм Литвы принял инициированные президентом Далей Грибаускайте поправки к законодательству, ужесточающие проверку потенциальных инвесторов в литовскую экономику. Не скрывается, что это ужесточение связано прежде всего с инвесторами из России. Поправки усиливают влияние спецслужб на ведение бизнеса в Литовской Республике до такой степени, что могут отпугнуть возможных инвесторов раз и навсегда.

Поправки к Закону об инвестициях и Закону о предприятиях и оборудовании, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности, предусматривают, что инвестиции в стратегические секторы литовской экономики, а также в территорию, находящуюся вблизи стратегических объектов, будут разрешены только после проверки на предмет того, не представляет ли деятельность потенциального инвестора угрозу для национальной безопасности. Идея данных поправок возникла в структурах администрации президента, после того как в Шяуляе, в опасной близости от авиабазы ВВС Литвы было предложено создать предприятие, акционерами которого были бы москвичи. Тут же возникло страшное предположение, что это агентура ФСБ под прикрытием инвестиций в литовскую экономику собирается наладить сбор разведданных о литовских вооружениях. Единственно возможное решение - закрыть и не пущать.

В результате Шяуляйский аэродром был добавлен в список стратегически важных для национальной безопасности Литвы объектов. Упреждая действия московских инвесторов-шпионов, в этот перечень внесли и все остальные литовские аэродромы. Теперь для того, чтобы строить или приобретать в непосредственной близости от аэродромов что-либо, необходимо пройти проверку спецслужб на предмет угрозы для национальной безопасности.

В равной степени это относится к целым секторам литовской экономики: стратегическими в плане национальной безопасности признаны энергетика, транспорт, коммуникации, информационные и высокие технологии, финансы. Потенциальному инвестору любой из этих отраслей теперь не избежать встречи с Департаментом госбезопасности.

Небольшая ремарка об информационных технологиях. Весной этого года основатель социальной сети «В контакте» Павел Дуров уехал из России, заявив при этом, что в соответствии со своими либертарианскими убеждениями хотел бы делать бизнес в стране с максимально прозрачной и открытой экономикой, в которой государство бы не вмешивалось в дела бизнеса. Вскоре Павлу Дурову ответила Даля Грибаускайте, гордо заявившая, что её Литва является именно такой страной. Если теперь Дуров вдруг откликнется на предложение создавать второй «В контакте» в Вильнюсе, то в числе первых, с кем ему предстоит провести деловые переговоры, будут сотрудники ДГБ. Это называется невмешательство государства в дела бизнеса по-литовски.

Кстати, Павел Дуров, по его собственным заявлениям, отказался от «контакта» из-за систематического давления со стороны спецслужб. Между тем, спецслужбы Литвы, согласно отчёту Европарламента, собирали секретную информацию о частной жизни граждан страны почти в 150 раз чаще, чем в Германии, в 40 раз чаще, чем в Финляндии, в 15 — чем в Испании и Эстонии, и почти в 400 раз чаще, чем в Греции. Можно представить, какой в Литве инвестиционный климат и условия для свободного ведения бизнеса, при такой-то статистике.

Последние же поправки, принятые Сеймом, и вовсе открывают неограниченные возможности для административного произвола.

Например, литовское предприятие «Autobagi» получило заказ «КамАЗа» на сборку и продажу до 1,5 тыс. грузовиков в год, а литовский же «Agrokoncernas» продаёт сельхозтехнику «Ростсельмаша». Первое точно проходит по категории транспорта, да и второе при желании можно туда подвести: чем же тракторы не транспорт? А транспорт – это стратегически важный для национальной безопасности сектор экономики. Следовательно, без общения с «органами» представителям «КамАЗа» и «Ростсельмаша» не обойтись. Можно себе представить, каким будет этот разговор, если контрольный пакет акций «КамАЗа» принадлежит государственным «Ростехнологиям». А хоть бы и не принадлежал: «защитники» национальной безопасности в соответствии с новым законодательством всегда найдут, к чему придраться. А вдруг у одного из менеджеров предприятия сын на Черноморском флоте в Крыму служит? Это в России «ну и что?», а в Литве будет угроза национальной безопасности.

Иностранный капитал всегда уходит из тех стран, в которых по отношению к нему создаются возможности для административного произвола. Литовские власти в последние годы полюбили повторять эту аксиому международных экономических отношений применительно к России, но к самой Литве она применима в ещё большей степени. Теперь потенциальный инвестор должен предусмотрительно уточнять, не собирается ли он строить свой завод/супермаркет/автостоянку вблизи от объекта стратегического значения. А банкир/айтишник/транспортник, прежде чем вкладываться в литовскую экономику, должен будет трижды подумать: не высказывался ли он вдруг публично в поддержку присоединения Крыма, нет ли у него, не дай бог, родственников и близких друзей в российских органах власти? У литовского государства длинные руки: придёшь с деньгами в литовскую экономику, а там на первом же допросе вытащат толстую папку с твоей фамилией…

Естественный вывод, который может сделать тот же «КамАЗ» в такой ситуации, – это решить, что на Литве свет клином не сошёлся. Есть куда более благоприятные в плане вложения денег страны с доброжелательным и не страдающим паранойей по отношению к российским инвесторам политическим руководством.

Так что российский бизнес от отказа инвестировать в Литву ничего не потеряет – наоборот, сохранит нервы, избавив себя от знакомства с литовскими властями. А что потеряет Литва от отказа российского бизнеса инвестировать в её экономику (авторы новаций в законодательстве ведь прямо подчёркивают, что их инициативы направлены именно против российского бизнеса)? Стратегическими в плане национальной безопасности секторами экономики названы транспорт и энергетика, но ведь эти отрасли исторически существуют за счёт сотрудничества с Россией. Литовская республика почти полностью обеспечивает свои потребности в нефти, угле и газе за счёт российского импорта. На долю транспорта в структуре ВВП Литвы в 2012 году приходилось 13%. Но ведь треть грузоперевалки, треть перевозок через Литовскую железную дорогу давно и прочно обеспечены Россией. Российский бизнес, например, в соседней Латвии в последние годы много и успешно вкладывался в модернизацию Рижского порта, строя там новые терминалы. Законотворчество Грибаускайте и литовского Сейма – твёрдая гарантия того, что в модернизацию Клайпедского порта российский (а с ним, возможно, и белорусский) бизнес вкладываться не будет вовсе. В самом лучшем случае этот бизнес просто там останется, а не переориентирует свои потоки на ту же Ригу.

Зато Закон об инвестициях позволяет навсегда закрыть тему продажи Мажейкяйского НПЗ российским нефтянщикам (что только и может экономически оправдать его существование) и сотрудничества с «Росатомом» в сфере атомной энергетики (которое, в отличие от Висагинской АЭС и прочих проектов «обретения энергетической независимости», как раз могло бы реализовать остающийся у Литвы потенциал развития атомной энергетики). Так что стратегически важные для национальной безопасности отрасли экономики литовская власть предпочитает лишить шанса на развитие. Безопаснее будет жечь лучину?

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров