Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Четверг
30 Марта 2017

Порты Прибалтики: курс на сокращение транзита

Автор: Андрей Стариков

Порты Прибалтики: курс на сокращение транзита

25.12.2015  // Фото: gelio.livejournal.com

Прибалтийские порты, традиционно «живущие» за счет перевалки российских грузов, подводят итоги еще одного кризисного года в отношениях со своим восточным соседом. В каждой из стран Балтии морские гавани по-разному смогли перенести это непростое время: в одних портах наблюдается значительное падение грузооборота, другие, напротив, демонстрируют некоторый рост. Но, несмотря на то, что уходящий год был для портов Латвии и Литвы относительно благоприятным, будущее морской инфраструктуры этих стран представляется весьма проблемным.

За прошедший год российский транзит через порты стран Балтии в целом снизился на 15–20%. Однако падение грузооборота распределилось между латвийскими, литовскими и эстонскими морскими гаванями крайне неравномерно. Портал RuBaltic.ru решил подвести итоги уходящего года и посмотреть, каким из прибалтийских портов удавалось наиболее успешно поддерживать свое существование в столь сложный для отрасли год.

Рижский порт: падение транзита угля из России

Рижский порт.jpg

Крупнейший латвийский порт, расположенный на обоих берегах устья Даугавы (Западная Двина — прим. RuBalticRu), заканчивает год с отрицательными показателями. За 11 месяцев 2015 года грузооборот Рижского свободного порта составил 36,49 млн тонн, что на 2,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Наиболее драматичное падение объемов продемонстрировали такие позиции, как обработка руды (-41,9%), перевалка металлолома (-34,4%), перевозка пассажиров (29,7%).

Отрицательные показатели, с которыми порт подходит к завершению года, связаны со снижением транзита из стран СНГ, в первую очередь из России. Так, по словам вице-мера латвийской столицы и председателя правления Рижского свободного порта Андриса Америкса, можно предположить, что годовые объемы перевалки угля снизятся на 10–15%.

А ведь именно угольные грузы и являлись специализацией морской гавани латвийской столицы: объем перевалок угля традиционно составляет порядка трети всего грузооборота Рижского свободного порта.

Вентспилский порт: потеря нефтетранзита

Вентспилс_порт.jpg

Наихудшие показатели среди латвийских гаваней в этом году демонстрирует Вентспилсский порт: за 11 месяцев грузооборот морских ворот, расположившихся в устье реки Вента, снизился на 15,1%.

Наиболее сильное сокращение показали российский уголь и белорусские калийные удобрения. Ожидаемо снизились объемы нефтетранзита. Ведь еще в декабре прошлого года «Транснефть» предупреждала латвийские власти о намерении переориентировать экспорт «черного золота» из Вентспилса на российские порты.

Лиепайский порт: рост за счет нефтепродуктов и леса

Лиепая_порт.jpg

За десять месяцев уходящего года грузооборот третьего по величине порта в Латвии – Лиепайского – вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост был обусловлен главным образом увеличением перевалки нефтепродуктов (+29,5%) и лесных грузов (+16,3%).  При этом объемы перевалки сырой нефти через Лиепайский порт упали на 61,5%.

Кроме этого, снизилось и число перевезенных пассажиров (-4%). На 3% сократился контейнерооборот.

Уменьшился судопарк порта: количество судоходов в Лиепае сократилось на 3% и в данный момент их численность составляет 1108 единиц.

Клайпедский порт: рост за счет латвийских соседей

Клайпеда_порт.jpg

Наилучшие результаты в 2015 году среди портов Прибалтики демонстрировал самый северный незамерзающий порт Балтийского моря, находящийся в Клайпеде. Объем грузоперевалок литовской морской гавани за январь–ноябрь 2015 года вырос на 5,1% и составил 35,13 млн тонн.

Половина всего грузооборота порта Клайпеда приходится на минеральные удобрения. Видимо, за счет снижения объемов этих групп грузов в Вентспилсе Клайпедский порт по завершении года и смог продемонстрировать столь хорошие результаты: литовцы попросту оказались конкурентоспособнее, чем их латвийские соседи.

Таллинский порт: рекордсмен падения грузооборота

Таллинский порт.jpg

С наихудшими показателями среди прибалтийских портов уходящий год завершает порт Таллина. За 11 месяцев морские ворота эстонской столицы «просели» на 19,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Контейнерооборот порта снизился на 21,2%, объем перевалки наливных грузов — на 30,8%.

Такое падение грузоперевалок связано в первую очередь с развитием Россией своей портовой инфраструктуры Ленинградской области: Таллинский порт располагается в непосредственной близости от Усть-Луги и Приморска.

В итоге прибалтийские морские гавани заканчивают 2015 год относительно неплохо. Несмотря на то, что в целом порты Латвии, Литвы и Эстонии в этом году «просели» примерно на 3%, говорить о ярко выраженной тенденции сокращения грузопотока пока не приходится.  И если эстонские морские ворота демонстрируют отрицательные показатели уже на протяжении двух лет, то латвийские и литовские гавани показывают совершенно разные результаты в зависимости от квартала.

Парадоксально, но несмотря на критику со стороны прибалтов российских действий в контексте украинского кризиса, именно эти действия позволяют портам отдельных стран Балтии до сих пор оставаться на плаву. Так, Россия и Беларусь были вынуждены перенаправить часть своих грузов, ранее идущих через Украину, в латвийские гавани, что позволило Рижскому и Лиепайскому портам достаточно сносно пережить уходящий год.

Перспективы прибалтийских морских ворот, однако, безрадостные. Ведь основное снижение российского транзита через порты стран Балтии в 2015 году было связано даже не с политикой санкций и проблемами в экономке. Причина тому — стратегия Москвы по развитию собственных портов на Балтике (Усть-Луга, Приморск, Высоцк). Такие грузы, как каменный уголь, железная руда, нефтепродукты, т.е. те позиции, по которым порты Латвии, Эстонии и Литвы демонстрируют наибольшее сокращение, начинают активно перенаправляться в российские гавани. Поэтому в будущем российский транзит через морские ворота прибалтийских республик будет только сокращаться.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Особенно хорошо понимаешь надуманность проблемы «российской пропаганды», когда в очередной раз сталкиваешься с новостью о том, как еще один молодой отморозок с «бандерой головного мозга» оскорбляет или бьет украинских стариков, осмелившихся пойти против красно-черного мейнстрима.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Угадай пару!

Угадай пару!

Любви все должности покорны!

Русско-Балтийский судостроительный завод в Таллине

Русско-Балтийский судостроительный завод в Таллине

Учитывая, что здесь должны были быть заняты до 10000 рабочих и более тысячи ИТР, проект предусматривал собственную инфраструктуру: электростанцию и независимое водоснабжение, поселок, больницу и пожарное депо, церковь и полицейский участок. 

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо